Ну а как же быть с шаманами, волхвами и колдунами всех времён и народов, у которых, у всех, есть посох? Они что, все пастухи? Посох появился у шаманов раньше бубна и какое-то время выступал его заменителем. Встряхивание посоха-трещётки и постукивание им о землю создаёт необходимый ритмичный звуковой ряд.
Как говорит М. Элиаде, "Птица, сидящая на конце палки, - распространённый символ в шаманской среде; его можно видеть, например, на могилах якутских шаманов. У венгерского тальтоса "перед жилищем стоит шест или столб с птицей на верхушке; шаман посылает его туда, куда должен идти сам". Известно изображение птицы на верхушке столба на знаменитом рельефе Ласко (человек с птичьей головой), в котором Кирхнер увидел символ шаманского транса. Как бы то ни было, несомненно, что мотив "птица на столбе" чрезвычайно архаичен".
И далее: "Сибирские, эскимосские и североамериканские шаманы летают. Во всём мире колдунам и знахарям приписывается эта магическая способность. <...> Всё это напоминает нам орнитологическую символику наряда сибирских шаманов".
Что касается фараонов и прочих "царей-пастухов" с жезлами в руках, то здесь надо помнить о магической составляющей царской власти. У меня рядом с компьютерным столом в книжном шкафу на полке стоит двухтомник Еремея Парнова "Властители и маги". Там от Иосифа, разгадывающего сны фараона, до Гануссена
( ... )
Comments 3
(The comment has been removed)
( ... )
Reply
(The comment has been removed)
И далее: "Сибирские, эскимосские и североамериканские шаманы летают. Во всём мире колдунам и знахарям приписывается эта магическая способность. <...> Всё это напоминает нам орнитологическую символику наряда сибирских шаманов".
Что касается фараонов и прочих "царей-пастухов" с жезлами в руках, то здесь надо помнить о магической составляющей царской власти. У меня рядом с компьютерным столом в книжном шкафу на полке стоит двухтомник Еремея Парнова "Властители и маги". Там от Иосифа, разгадывающего сны фараона, до Гануссена ( ... )
Reply
Leave a comment