Охра в погребальных практиках. Три варианта истолкования.

May 14, 2021 10:01

Иногда в описаниях верхнепалеолитических и неолитических захоронений встречается упоминание об охре. Охра - природная краска красного цвета. Можно прочитать о том, как в некоторых культурах (например, майкопской) лицо умершего натиралось ярко-красной охрой. "Сырая обмазка стен погребальной камеры была тщательно заглажена и, по предположению авторов раскопок, окрашена ярко-красной краской - охрой, реальгаром или суриком, что, возможно, символизировало сакральную модель реального жилища" [1].

Спрашивается, зачем древние выкрашивали стены погребальной камеры и самого покойника красной охрой?

Во-первых, установлено, что она препятствует разложению трупов, распространенито инфекции, т.е. обладает дезинфицирующими свойствами. Охрой посыпали полы жилищ, обмазывали ямы-хранилища и ямки-«кладики».



Зарайская стоянка (22-23 тыс. л. н.-15-17 тыс. л. н.). Источник картинки.

Очевидно, ямы-хранилища использовались и для погребения умерших, особенно детей. Мы знаем, что в эпоху керамики малышей хоронили либо в запечатанном сосуде, либо в двух горшках, один поверх другого. А в докерамических культурах использовались вот такие ямки.

Могилы также окрашивались или посыпались красной охрой. И здесь, помимо "протомумификации" тел, возникают ещё два предположения.

Все наверно слышали о "геенне огненной".



Часослов Екатерины Клевской - голландская иллюминированная рукопись. Источник картинки.

Мы сейчас не станем вдаваться в подробности насчёт происхождения понятия "геенна огненная", - для нас важно само представление об аде как об огненной стихии.

Но это представление - христианское. Можем ли мы быть уверены в том, что люди эпохи бронзы, неолита и палеолита разделяли это представление?

Конечно. Тому есть множество свидетельств. О тесной связи древнегреческой богини Гестии с огнём говорилось неоднократно. (См. например, К вопросу о происхождении образа Гестии.) Но и в мифах других языческих народов присутствует та же связь. Например, О.Б. Степанова  в своей статье "МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет: "Змея в мифологических представлениях селькупов - одна из ипостасей главного селькупского божества - священной матери-прародительницы. Она имеет тесную связь с её огненным обликом: изображение матери-первопредка - знак туши - трактуется одновременно как изображение матери огня [Пелих 1998: 28]. Змея входит в число главных «атрибутов» матери-огня в её огненном мире [Пелих 1998: 68]". (См. Потусторонний мир - мир огненный.)

И здесь, помимо первого смысла о "вечности" загробного мира и второго смысла об огненной стихии этого мира, сам собою напрашивается третий смысл. "Геенна огненная" предстаёт в материнском обличии. Утроба Матери-Земли переплавляет все металлы и выбрасывает их на поверхность в виде россыпи руд. На что же ещё было надеяться древнему человеку, как не на то, что Мать Земля "переплавит" и его в своём огненном чреве и "родит" в новом качестве? Очевидно, именно поэтому гробница выкрашивалась красной охрой - цветом материнского чрева и цветом "геенны огненной".

-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Канторович А.Р., Маслов В.Е., 2009. Раскопки погребения майкопского вождя в кургане близ станицы Марьинской (предварительная публикация) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. IX, Ставрополь: Наследие. С.93, 95, 101.

Мать Земля, похороны, символика

Previous post Next post
Up