Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline.

Apr 17, 2021 22:25

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», - писал философ Дидро.

--------------------------------------------------------------
Продолжение. Начало см. в Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline и Возвращаясь к фигуркам из Stubline.

Илья Палагута в своей статье “Group Portrait” of the Early Agricultural Era: A Set of Figurines of Vinča Culture from Stubline (Serbia) in the Context of the European Neolithic and Copper Age Societies косвенно подтверждает миролюбивый характер неолитических общин Старой Европы, заявляя, что "живописные изображения, в которых чётко прослеживаются персонажи, связанные со сферой войны, чрезвычайно редки".

Автор обращается к набору фигурок из Stubline (Сербия) и однозначно определяет этот набор как отряд вооружённых воинов. It is clear that the figurines depicted people armed with crush weapons: each of them has a hole in the right shoulder where perished wooden handles would be fixed. Значит, у каждой из этих фигурок в правом плече имеется дырочка, куда раньше вставлялась сгнившая деревянная рукоятка "ударного оружия" - топоров, киркомотыг (pickaxes) и булав.



Но, спрашивается, почему на 43 "воина" всего только 11 глиняных моделей "оружия"? Почему большинство "воинов" - безоружные? [1] И почему среди них совсем маленькая фигурка, похожая на ребёнка? Это что, "сын полка"? И таких маленьких фигурок я вижу здесь несколько штук.

Палагута уверяет, будто таким образом выражается военная иерархия: самая крупная фигурка - это козырной "туз", а самые мелкие - "шестёрки".

Интересно, что эти глиняные фигурки были обнаружены в доме возле печи, а место возле печи, как мы знаем, является традиционно женской территорией.



Клювообразные носы у этих миниатюрных фигурок напоминают всем известные изображения птицеголовых богинь культуры Винча.



И, как вы видите, у них тоже имеются дырочки в правом плече.

Затем Палагута собирает в одну кучу все археологические свидетельства о случаях насильственных смертей на территории Старой Европы за более чем 3000-летний отрезок времени, в подкрепление своего тезиса о том, что мирная сельскохозяйственная "цивилизация Великой Богини" была совсем не мирной. Причём некоторые из этих заявлений имеют характер предположений [2].

Палагута говорит, что военные предприятия на территории Старой Европы могли быть не только спонтанными, но и организованными регулярно, на циклической, сезонной основе. "Так, судя по работам Тита Ливия и других римских историков, основанных на летописях, военный цикл в Древнем Риме начинался с выборов консулов в марте, обзора войск, за которым следовали сельскохозяйственные работы, а когда созревал урожай, одна армия, в состав которой входили молодые воины, iuniores viri, отправлялись разорять соседей, а другая армия оставалась, чтобы защитить городские территории".

Не, ну написать-то можно всё что угодно, но как Палагута представляет себе создание средиземноморского pax Romana в условиях перманентной гражданской войны? Свою мощь Рим как раз и черпал в среде земледельцев; именно италийская земля, или, точнее говоря, италийские женщины, снабжали Рим бесчисленным числом воинов; а чтобы родить и воспитать сыновей, нужен мир. Откуда появятся оравы детворы, если каждую осень станут приходить iuniores viri и, как комиссары продразвёрстки, будут выгребать всё зерно и угонять коров? Это нонсенс. Да и мужчины шли служить в римскую армию, будучи убеждены в том, что после положенного срока службы они получат свой земельный надел и ни одна тварь не посмеет посягнуть на их собственность. Если б в Древнем Риме было так, как описывает Палагута, никто не стал бы сражаться с Ганнибалом.

Очевидно, Палагута не нашёл ничего, кроме "бога с серпом", чтобы проиллюстрировать свой тезис о воинственных обществах Старой Европы.



А эти фигурки - я даже и не знаю, зачем он привёл в своей статье.



Это что у него - типа, офицерские ремни?

Не выглядит убедительно и попытка Палагуты привязать набор фигурок из Stubline к мужским инициациям. Во-первых, надо ещё доказать их наличие в Старой Европе, и, во-вторых, даже если они и были, то совсем не факт, что те инициации были похожи на позднейшие индоевропейские воинские инициации.

И, в заключение, от себя добавлю ещё парочку иллюстраций.



Это ушебти - изображения людей, которые ТАМ будут работать за умершего.



Ушебти.

Уше́бти (егип. šwbtj или wšbtj «ответчики») - статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу. По верованиям древних, должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса.

Почему бы не предположить, что набор фигурок из Stubline является своеобразным аналогом древнеегипетских ушебти?

-------------------------------------------------------------------------
[1] Палагута пишет, что "остальное оружие, по-видимому, включало в себя деревянные дубинки или копья", и поэтому сгнило в земле.
[2] "In a number of cases we, apparently, could be facing a skull cult: e.g. in Căscioarele in the Lower Danube, under the floor of a building, next to the oven, two human skulls were found. It is possible that the dwellers of that settlement also practices cannibalism: on a number of long bones there were traces of removing the soft issues using a tool with a sharp cutting edge [19, p. 122-3]. Special importance attributed to skulls in the Gumelniţa culture is also evidenced by the traces of beheading and boiling out, found on a fragment of an occipital bone in Bolhrad [21]."
Как будто мы не знаем, что в эпоху неолита повсюду практиковалась экскарнация (также известная как дефлешинг), то есть удаление плоти и внутренних органов покойников перед их погребением.

Винча

Previous post Next post
Up