Мы живы в той мере, в какой оживляем других.
Мераб Мамардашвили
Продолжение. Начало см. в
Про "защитные канавы",
Про "защитные канавы" (2),
Про "защитные канавы" (3) и
Про "защитные канавы" (4).
Из статьи "
EARLY VINČA CULTURE DYNAMIC IN SOUTH - EASTERN TRANSYLVANIA" (автор - Cosmin Ioan SUCIU):
"Прибытие новых общин на Балканы представлено в виде разнообразных рвов, стен и палисадов VI тысячелетия до н.э. Многие из них построены для чисто оборонительных целей, некоторые выполняют роль защиты от животных, другие - для определения периметра населённого пункта, и, не в последнюю очередь, некоторые из них построены в местах, не имеющих прямого отношения к поселениям (Parkinson and Duffy 2007: 97). В Румынии элементы появляются в контексте культуры Старчево-Криш в Голу Островуле и Карче. В контексте раннего периода культуры Винча есть укрепления в Горнеа (ров), Любцова (Lazarovici and Lazarovici 2006: 193-194), Parţa (в культуре Банат, которая была современницей культуры Винча, уровень 7c - Lazarovici и Lazarovici 2006) и Меркурея Сибиулуй-Петриш (Luca et al. 2009: 147-8, Mischka 2008). Из 19 раскопов с находками только 14 были систематически раскопаны. Из них траншеи были вырыты только в четырёх местах, а в остальных - только на участках, большинство из которых составляли 1 метр".
Так, что мы здесь видим? Далеко не все канавы выкопаны с оборонительными целями. Не очень понятно, что значит "для определения периметра населённого пункта" (for defining the perimeter of the settlement), но мы же знаем, что, например, у этрусков, основанный город ограждался от внешнего мира городской чертой - бороздой в земле. Сама борозда, согласно этрусскому ритуалу, должна была очертить окружность, что соответствовало представлениям этрусков о Небесном мире - Темплуме.
В связи с этим вспоминается легенда о Ромуле и Реме - основателях Рима. Ромул убил брата Рема за то, что в то время, когда Ромул проводил борозду - границу будущего города, с пропусками для трёх (священное число) ворот, Рем через эту городскую черту перескакивал, то есть, по понятиям этрусков, совершал святотатство. Такой "перескок" во время закладки стен города делает их уязвимыми для врагов. Своими прыжками Рем подвергал смертельной опасности жизнь будущих жителей города, в том числе и потомков Ромула. Именно за это святотатство он и был убит братом. Тит Ливий приводит слова, сказанные Ромулом во время убийства брата: "Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены!" (Liv. I, 7).
О том, что этот обряд этрусский, свидетельствует Варрон: "Многие города Лация основаны по этрусскому ритуалу, иначе говоря, упряжкой, состоящей из быка и коровы, которая двигалась слева направо, проводя борозду плугом с целью сооружения рва и стены" (Varro L. L. V. 143, 1).
И даже если вокруг этрусских городов возводились стены, много ли вы слышали о войнах этих городов друг с другом? Я, например, нигде не слышал. О сражениях этрусков с греками, римлянами и галлами читал, но о гражданских войнах в пределах Двенадцатиградья ничего не читал.
Так же, может быть, обстояло дело и в Vl тыс. до н. э. на Балканах. Московский Кремль стоит и поныне. Однако строился он не для защиты москвичей от жителей Коломны. Как известно, разграбил Москву Тохтамыш. Очевидно, и в те стародавние времена были свои "тохтамыши"; например, мезолитические охотники, которые жили рядом с земледельцами; мы ничего не знаем о том, каковы между ними были отношения. Тем более, что некоторые неолитические поселения на Балканах специализировались на добыче соли или металлургии и, тем самым, аккумулировали значительные материальные ценности, которые могли быть причиной разбойного нападения. Где не было никаких богатств, там наверно и заборов никаких не было.