В записи
Аталычество говорилось о том, что отношения и связь между воспитанником и группой, в которой он воспитывался, считались выше, значительнее, чем отношения родственные, считались особо священными. У абхазов воспитанник обязан был защищать интересы того рода, в среде которого он воспитался, должен был вступаться за обиду, нанесенную его воспитателям. У черкес воспитанник часто так привязывался к аталыку, что любил его больше родного отца; бывали случаи, что в ссорах отца с аталыком воспитанник принимал сторону последнего.
Интересное сравнение напрашивается.
В матрилинейных обществах брат матери имеет в воспитании ребёнка преимущества перед отцом. Именно брат матери передаёт мальчику свой социальный статус, свою социальную роль в общине. Дядя несёт большую нагрузку по обеспечению семьи своей сестры, иногда в ущерб собственной. Такие усилия дают ему особые права на племянника. И в случае межродовой вражды юноша должен выступить на стороне материнского дяди против отца и его рода.
Традиционным в этом отношении является описанное У.Г. Поповой положение у эвенов Магаданской области:
"...брат женщины всячески опекал её детей, особенно сыновей, учил их всем приёмам охотничьего промысла, обращений с оружием, прививал навыки по уходу за оленями, обучал тренировать оленей под вьюком и седлом, учил правилам поведения, знакомил со всеми народными обычаями и т.д." (Попова У.Г. Эвены Магаданской области. Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917-1977 гг. М., 1981, с. 145).
Один из путешественников, наблюдая в Сибири в XIX в. за селькупами, у которых реальной считалась связь дядя-племянник, а связям между отцом и сыном значения не придавалось, так обобщил ситуцию: «Безотцовские люди там живут». Цит. по: (Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1984, с. 35).