Сокровища древней Маргианы (2).

May 13, 2020 14:52

Продолжение. Начало см. в Сокровища древней Маргианы.

"С северного фаса крепости Гонур располагается сложный комплекс, связанный с общественными трапезами. Это были, конечно, не просто коллективные пиршества. Видимо, здесь имела место достаточно сложная система ритуалов, молитв, жертвоприношений. Главный её смысл, в отличие от ежедневных жреческих обрядов, состоял, очевидно, в том, что в таких обедах участвовали все жители. В определённой степени эти трапезы могут быть сопоставлены с жертвоприношением-садака у современных туркмен. Присутствуя на них, принимая жертвенную пищу (не только мясо убитых животных, но, возможно, и растительную, ведь даже на современных садака одним из главных блюд считается ярма из зёрен пшеницы), бедные и богатые, воины и сельские труженики, жрецы и местные аристократы - все ощущали свою принадлежность к одной общине, к единому социуму. В более позднее время такие площади были последовательно устроены на северо-западе комплекса, на юге и юго-западе. Хотя у многих древних народов существовали обычаи таких коллективных трапез, археологически достоверные свидетельства их для столь давней поры найдены впервые именно здесь, на Гонур-депе.

Жертвенное мясо для общественных трапез жарили в особых двухкамерных печах, а ритуальный напиток типа сомы-хаомы готовился в специальных белых комнатах. Готовый напиток разливался в уникальные, найденные пока только в Маргиане керамические сосуды нескольких типов. На стенках одного из них изображено мировое дерево, по бокам которого стоят два козла".

Это напоминает ханаанские изображения богини Ашеры.







И ещё. Возможно, что сома-хаома существовала в Индо-Хараппской и Маргианской цивилизациях задолго до прихода туда ариев.



Керамические изделия страны Маргуш поражают не только своим блестящим качеством, но также разнообразием форм и количеством.



И небольшие каменные флаконы для хранения средств косметики, и керамические настольные вазы смотрятся
одинаково солидно и фундаментально.

Есть сосуды, по стенкам которых рельефно изображенные змеи как бы выползают к венчику.



Целые мифологические повествования изображены на фризах культовых сосудов, в которые разливался ритуальный напиток Сома-Хаома.

Набор находок из «царского святилища» включает человеческую коленопреклонённую (в позе молящегося) стеатитовую статуэтку, несколько четырёхгранных «гадательных палочек», изготовленных из слоновой кости с вырезанными на них однотипными знаками с сильно стёртыми концами от длительного верчения пальцами, несколько алебастровых сосудов и керамические ритуальные сосуды со сливами, оформленными в виде голов длиннорогих быков (заметим, кстати, что это - ещё один тип ритуальных сосудов). Все эти изделия имели явно культовое назначение и более всего напоминают такие же, происходящие из долины Инда, где они были встречены при раскопках Хараппы и Мохенджо Даро. Да и общая планировка гонурского святилища находит единственные, причём очень близкие параллели среди синхронных памятников также в Мохенджо Даро.

Важнейшей особенностью Гонура было наличие большого числа бассейнов, устроенных перед каждым из четырёх входов в него, ориентированных по странам света таким образом, что посетитель не мог войти в город, не совершив омовения".

Кстати, при раскопках Мохенджо-Даро тоже обнаружились бассейны для ритуальных омовений.



Интересный орнамент древней Маргианы:



Использование в гонурских мозаиках разнообразных сочетаний минералов, оттенков красного, чёрного и белого цветов, чередования форм и композиций свидетельствует о высочайшем мастерстве жителей древней дельты р. Мургаб.



Прекрасный мозаичный портрет гонурской красавицы, нанесённый на глиняную основу, был некогда включён в прямоугольную рамку, от которой сохранились лишь костяные уголки.



При всём разнообразии материалов для изготовления фигурок и даже варьирования формы (от сидящих до стоящих) довольно постоянным является рисунок одежды, в которую такая фигурка бывает «одета» - просторное чёрного цвета платье с широким вырезом.

Интересно, что руки сложены так же, как у "молящихся" шумерских статуэток.





Некоторые терракотовые фигурки показывают нам сидящих божеств  (а может - не божеств - ltraditionalist) в широких чёрных платьях.

Общим для всех погребений было то, что тело умершего, одетое в одежды (об этом говорит присутствие пуговиц), как правило, было положено на правый бок в скорченной позе (поза спящего). Преимущественно около головы складывались погребальные приношения. Самыми распространёнными и присутствующими даже у детей, умерших в раннем возрасте, были керамические изделия. Число сосудов в некоторых богатых могилах достигает двух-трёх десятков. Кроме глиняной посуды, для использования в потустороннем мире покойным клались и их бронзовые, золотые или серебряные аналоги - тарелки, кубки, миски, стаканы… В могилах и женщин, и мужчин нередко присутствуют и ювелирные украшения (браслеты, серьги, кольца, самые разнообразные каменные и металлические бусы, булавки для закалывания волос), бронзовые зеркала, бронзовые (иногда костяные) ножи, ритуальные топоры. У многих женщин, особенно причастных к ведению хозяйства, около плеча (возможно, они были подвешены на нить, одетую на шею) или у пояса имелись бронзовые, каменные, а иногда и серебряные печати-амулеты.



Серебряное навершие булавки, некогда бывшее печатью - один из лучших образцов искусства БМАК. Тщательное выполненное платье каунакес, красивая причёска, характерный профиль - всё говорит о высочайшем мастерстве ювелиров Гонура.

Рядовые горожане хоронились в так называемых шахтных могилах, представляющих собой вертикальные шахты, заканчивающиеся внизу боковым подбоем или, иначе говоря, катакомбой, куда и помещался покойник. После совершения всех необходимых ритуалов, вход в подбой наглухо закладывался сырцовыми кирпичами, а шахта засыпалась землёй, которая в виде могильного холмика возвышалась на дневной поверхности. Такого типа погребения, как это хорошо известно, до наших дней используются всеми народами Средней Азии. Изменяются намогильные сооружения, строились и строятся сейчас разнообразные мавзолеи. После распространения ислама тело умершего стали завёртывать в ткань, укладывать в яму в выпрямленном состоянии, перестали помещать в могилу погребальные приношения, изменили и ориентацию головы захороненного, но тип могильной ямы с подбоем остаётся до наших дней неизменным. Нередко он связывается именно с мусульманскими традициями, но на самом деле, как теперь доказано, уходит своими корнями вглубь тысячелетий".

артефакты, Маргиана, сосуды

Previous post Next post
Up