Сокровища древней Маргианы.

May 13, 2020 12:33

Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (англ. Bactria-Margiana Archaeological Complex) - одна из цивилизаций бронзового века, которая существовала на территории восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. - в одно время с Индской цивилизацией.



Приблизительный ареал Маргианской цивилизации.

Не исключено, что ядро цивилизации было расположено на территории Афганистана, либо Белуджистана, вследствие политической нестабильности недоступное ныне для археологических исследований.

Самая ранняя культура неолита Средней Азии - Джейтунская культура, которая начала распространяться в Южной Туркмении и Северо-Восточном Иране около 6000 года до н.э. Генетически связана с ближневосточными (досемитскими) раннеземледельческими культурами: Джармо, Чатал-Хююк. Основное занятие представителей данной культуры: земледелие (пшеница, ячмень) и скотоводство (козы, овцы, крупный рогатый скот). На раскопках часты находки серпов с кремнёвыми вкладышами. Встречается также глиняная посуда, глиняные статуэтки зверей и женщин. Из оружия характерна праща, но не наконечники стрел.

Культура Намазга явилась естественным продолжением Джейтунской культуры. Некоторые найденные фигурки в Карадепе, относимые к культуре Намазга, подобны фигурам периода Убейдский период - Месопотамия, между VI - началом IV тысячелетия до н. э. Изготавливались статуэтки богини-матери из перламутра, хорошего качества.

Между 3500 - 2500 лет до н. э. распространяются плоские фигурки женщин из терракоты. Поселения приобретают черты ранних городов, но ещё не являются полноценными городами.

Расцвет культуры пришёлся на 2500 - 2000 гг. до н. э., когда сформировалась Маргианская цивилизация. Раскопками Массона и Сарианиди вскрыты фундаменты грандиозных для своего времени (в том числе и фортификационных) сооружений в Намазга-Тепе, Алтын-Депе и ряде других мест. Открыты остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Высказываются гипотезы о том, что носители цивилизации говорили на сино-кавказских, дравидских либо касситском языке.

Между 2000 - 1750 гг. до н. э. наблюдается упадок культуры. Глиняные изделия грубеют. Обнаруживаются находки керамики, которая относится возможно к представителям индоевропейских языков, таких как Андроновская культура и Срубная культура. У реки, рядом с посёлком Мургаб (Таджикистан), были найдены объекты, относящиеся к кочевникам индоиранцам. Намазга и Алтын постепенно пустели, люди этих поселений уходили на восток Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, где были впоследствии основаны поселения Геллур, Гонур-Депе и Тоголок. В Гонур-Депе так же найдены некоторые следы оставшиеся от кочевников с севера - миниатюрные изделия из дерева и тип керамики, изготовленный вручную, в то время как местный тип керамики делался на гончарном круге.

А теперь посмотрим на обнаруженные археологами артефакты Маргианской цивилизации (из фотоальбома Сокровища древней Маргианы).





Отверстия в короне терракотовой фигурки показывают, что фигурка подвешивалась на нити или тонком кожаном ремешке. В ряде случаев такие женские фигурки держат в руках, скрещённых перед грудью, погребённые девочки или девушки.



Некоторые фигурки не имеют признаков пола. Зато на их плечах есть звездообразные знаки, значение которых пока остаётся не известным.

А по-моему, птицеобразная, клювообразная голова очень сильно напоминает аналогичные женские статуэтки из культуры Винча, а длинная шея напоминает "скрипичные" кикладские статуэтки.



Совсем редко можно увидеть на теле фигурки образ «дерева жизни».



Во всей Маргиане найдено всего две женские фигурки с ногами.



Женские терракотовые фигурки божеств отличают величественные короны на голове и ожерелья на шее.

"Древняя маргианская архитектура, - говорится в альбоме, - при всей своей оригинальности и своеобразии, бесспорно, входит в круг строительной культуры Месопотамии, Малой Азии и Эгейского мира, документальным свидетельством
чего являются такие элементы архитектурного декора, как «слепые окна», широкие низкие пороги со столбом в центре, угловые ниши типа «ласточкина хвоста» и многие другие".

"С восточного фаса крепости Гонура маргушцы возвели храм огня - едва ли не самый ранний из известных в мире. В центре храма, за длинной, глухой стеной строители выкопали пять глубоких прямоугольных камер, тщательно обложив
их изнутри кирпичами. В этих алтарях всё время поддерживался огонь, в других помещениях - приносились жертвы в его честь. Зола из алтарей не выбрасывалась, а тщательно собиралась и сохранялась в специально построенных для этого «хранилищах священной золы», которые сверху были аккуратно заложены, как бы «запечатаны» кирпичами во избежание возможного её «осквернения» в будущем. Такой обычай широко практиковался у местных племён и только по отношению к чистым, святым вещам".

Да, это последнее замечание о храме огня перекликается с недавней статьёй Об архаичности культа Гестии, где сообщалось о загадочном сооружении в Волгоградской области между Волгой и Доном.



Там тоже зола не выбрасывалась, а тщательно собиралась и сохранялась.



артефакты, Маргиана, огонь

Previous post Next post
Up