Проф. Зубов, говоря о минойских гробницах на Крите в долине Месара, указывает на их типологическую близость с мегалитическими курганами в Ирландии.
Реконструкция гробницы в долине Месара.
"Эти заупокойные комплексы представляют собой круглые склепы, сложенные из грубо подогнанных каменных плит. Диаметр этих построек составляет пятнадцать-двадцать метров, они огромные. Они напоминают снежные хижины иглу, которые эскимосы строят в Гренландии, вырезая кубы никогда не таящего вечного снега. И здесь такие же, но из камня", -
говорит проф. Зубов.
"Стены этих больших куполообразных построек конца IV - начала III тыс. до Р.Х., назовём их толосами, были толщиной до двух с половиной метров. Представьте - такая сферическая постройка, как полуяйцо, с толстыми стенами, и к востоку от склепа вплотную к нему находился прямоугольный заупокойный храм площадью до 400 квадратных метров, то есть это была площадка двадцать на двадцать с каменными стенами, также сложенная из каменных плит, но имевшая, по всей видимости, в отличие от этого толоса, деревянную плоскую кровлю. Мы не видим никаких следов каменной кровли. С востока же к этому храму, тут всё располагается на восток, примыкала большая площадка, иногда замощённая, как в Кумасе, прямоугольными плитами".
По мнению исследователя заупокойных архитектурных комплексов Мессары, Кейса Брэнигэна, «гробницы Мессары были родовыми склепами эгалитарного, догосударственного сообщества». [K.Branigan. Funerary Ritual and Social Cohesion in Early Bronze Age Crete. - P.188]
Эти склепы были не пирамидами, не усыпальницами царей, это были склепы семей, родовые усыпальницы, в которых хоронили сотни и тысячи людей на протяжении многих столетий.
Это были вторичные захоронения. То есть умерших где-то хоронили временно, а потом их кости, уже освобождённые от мягких тканей, перекладывали в эти гробницы. В принципе, так же хоронили своих покойноков и строители дольменов.
Гробница среднеминойского периода. Начало 2-го тыс. до Р.Х. Фурни.
Позднеминойское кладбище Армени на Крите, раскопанное в 1969г. 15 в до Р.Х.
Позднеминойское кладбище Армени. Гробница 159. 15 в до Р.Х.
Итак, матриархат - это эгалитарное общество, общество равных, без царей, господ и рабов. Соответственно, все живут сообща большими кланами, и сообща строят родовую усыпальницу. Каждый член рода после смерти попадает туда, где лежат кости его матери и всех его предков до -надцатого колена. Да, у минойцев слово "родина" было не пустым звуком. На вопрос - "где твоя родина?" - он указал бы на гробницу своих предков. Кстати, как указывает проф. Зубов, "захоронения находились буквально на околице поселений живых, в десяти-пятнадцати метрах от крайних домов; они стояли рядом, и это совершенно не смущало людей".
Скальные гробницы Матала. Поздненеолитический и раннеминойский период.
А это, насколько я понимаю, гробницы для первичного захоронения, в которых умерших хоронили временно, пока их кости не освободятся от мягких тканей.
Критянам можно только позавидовать. Хотелось бы и мне лежать на берегу моря и слушать шум прибоя...
.................................................................................................................................
После некоторых сомнений я причисляю культуру мегалитов к матриархальным культурам.