Немного о культуре винча.

Jan 24, 2020 11:08



Ареал культур винча и тиса, ок. 5300-4300 гг. до н.э., и местоположение их наиболее значительных поселений.
Пунктиром обозначена восточная граница ранней культуры винча.

Мария Гимбутас сообщает:
"Согласно радиоуглеродной датировке и с учётом дендрохронологической корректировки, культуру винча следует поместить в промежутке между 5400-5300 и 4300-4100 гг. до н.э.

В целом, благодаря раскопкам и сбору поверхностных материалов, нам известно около 650 мест - в основном поселений, - связанных с культурой винча. Наиболее крупные занимали 25-30 га, а некоторые даже до 80 га (Селевац) и 100 га (Потпорань и Вршац). В районах с большим земледельческим потенциалом поселения могли существовать на одном и том же месте на протяжении многих поколений, иногда более 500-600 лет: именно так происходило формирование теллей. В самой Винче было выявлено 10 уровней застройки. Размер этих поселений и городов варьировался от небольшого (до 200 жителей) до среднего (до 500 жителей) и крупного (от 1000 до 2500 жителей). Как правило, они располагались либо на плоских речных террасах, либо у покатого подножия холма, нередко поблизости от ручья или горячего источника, которые почитаются священными по сей день.

Жилища раннего периода культуры винча обычно состояли из большой комнаты с «передней» или из двух комнат приблизительно 8 м в длину и 3-4 м в ширину. Размер домов значительно вырос во время среднего периода культуры винча. В ряде поселений археологи находят не только двух-, но трёх-, четырёх- и даже пятикомнатные постройки. Самые просторные дома могли иметь до 20 м в длину.





Двух- и трёхкомнатные дома из поселения поздневинчевской культуры Дивостин, Центральная Югославия. (1) Двухкомнатный дом (дом № 17) и предположительная реконструкция его стен и кровли; (2) план трёхкомнатного дома (дом № 14), скорее всего, - святилища. Площадь северной комнаты - 25,3 кв. м, средней - 37,5 кв. м, южной - 25,5 кв. м.

Как и в эпоху раннего неолита, святилища архитектурно почти не отличались от обычных домов. В Парце, к юго-западу от Тимишоары, в 1980-е гг. было найдено несколько расположенных друг над другом святилищ с окружёнными глинобитными стенами жертвенстатуяминиками, столами для приношений, передвижными очагами для сжигания приношений, монументальными статуями и колоннами с прикреплёнными к ним букраниями. Среди самых удивительных находок следует назвать сдвоенную статую богини с двумя головами и парой плеч. Рядом с ней обнаружена бычья голова с фрагментами черепа.



Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от неё сохранились тысячи мелких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, относящихся к разным фазам её развития. Самые интересные скульптуры были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест современной Европы, населённом албанцами.



Богиня-птица в маске с клювом.

Среди скульптур преобладают изображения Богини-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске). Около 20% статуэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, пёсьи и рыбьи - и антропоморфные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках [1].

Самым значительным достижением этой культуры следует считать разработки месторождений меди, начатые не позднее 5000 г. до н. э. Древнейшая шахта была найдена в местечке Рудна-Глава, в 140 км к востоку от Белграда".

--------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В сознании православного человека козлы - это символы бесов, служителей Диавола, которые на земле пытаются вредить людям с тем, чтобы они, отвернувшись от Бога, жили по закону Сатаны. Именно исходя из православных традиций, "козлом" на Руси испокон веков называли человека нечестного, грязного, тупого, бесоватого, похотливого, никчемного, как проходтимца, как поступившего несправедливо, как обидчика, вредителя. Впервые слово «козёл» в этом значении встречается ещё в грамотах рубежа XIV-XV веков, найденных при раскопках на территории Москвы. В старой России «козёл» был очень обидным оскорблением в бытовых ссорах.
В советские времена "козёл" также считался одним из наиболее сильных оскорблений во всех сферах жизни. Во времена, когда, говоря словами А. Галича, "полстраны сидело в лагерях", "козёл" стал неотъемлемой частью тюремного жаргона: "козел" стал обозначать доносчика и вообще человека, сотрудничающего с администрацией тюрьмы или лагеря. Это воспринималось (и воспринимается) в криминальном мире как очень сильное оскорбление, требующее немедленного возмездия («За козла - ответишь!»).

Винча

Previous post Next post
Up