structor_16 в своей
заметке приводит следущее сообщение:
"Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных, они пользуются также важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа: мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которое черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам. Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросается в гущу сражающихся, кровопролитие прекращается и тем скорее, если эта женщина в почтенном возрасте или из известной фамилии. Достаточно того, чтобы мужчина, которого преследуют враги, укрылся в помещении женщин или чтобы он дотронулся до какой-нибудь женщины, как он становится неприкосновенным. Одним словом, никакая кара, никакая месть и тем более убийство не могут быть совершены в присутствии женщин; их откладывают до другого случая. Вместе с тем между лицами одинакового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола, поэтому к ней прибегают только в крайних случаях и чтобы избежать неминуемой смерти..."
ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ
ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА
Ну вот, оказывается, что матриархат - вещь чрезвычайно полезная не только для самих женщин, но и для мужчин. Можно спрятаться под женской юбкой, например.
Недавно в записи "
Феминистки против матриархата" говорилось о том, что менструальные ритуалы, сохранившиеся до сих пор в традиционных обществах, обладают защитными функциями для женщин. Антрополог Винн Магги описывает общинный башали (большой менструальный дом) женщин в долине Калаша (северо-западный Пакистан) как их «самое святое место», уважаемое мужчинами и выступающее в роли женского Организационного центра по установлению и поддержанию гендерной солидарности и власти. То есть женщина реально может скрыться от мужских побоев в этом святом месте, и оно же, это святое место, может сохранить ей жизнь, при известных обстоятельствах. Очевидно, святость места распространялась и на тех представителей противоположного пола, которые искали спасения от скоропалительной расправы.
В древнем Риме, как всем известно, весталка могла, при встрече с ведомым на казнь преступником, помиловать его, и её слово было законом для всех, оно было даже выше указов и постановлений Сената! И это потому, что римляне чтили богиню Весту. В каждом римском доме имелся "вестибюль", носивший имя этой богини. Пролить кровь или совершить убийство в "вестибюле" считалось просто невозможным. Понятное дело, что и "вестибюль", и арабский "гарем" (от араб. حرم, харам - запретное, священное место) происходят от того же древнего менструального табу. "Самое святое место" экстраполировалось на весь дом, на весь город, на весь народ и на всю страну, как позднейший "покров Богородицы". Но эта экстраполяция "работала" лишь при одном условии: чтобы все члены общества одинаково чтили божество. Тогда любой "вестибюль" превращался в надёжную охрану от убийства. В истории древней Руси имеются многочисленные упоминания, как жители городов спасались от истребления в православных храмах, но эти храмы их не спасали, так как монголо-татары были "басурманами". Хотя в средневековой католической Европе, где население было более или менее однородным по своим верованиям, древний закон вполне "работал", что мы можем наблюдать на примере цыганки Эсмеральды, спасавшейся от расправы толпы в соборе парижской Богоматери (Подробнее на эту тему см.:
Языческие храмы как убежища).