Беня Крик (1926), реж. Владимир Вильнер, производство ВУФКУ. В рамках рулетки
https://altereos.livejournal.com/385372.html Доподлинно известен тот факт, что Сергей Эйзенштейн собирался экранизировать Одесские рассказы Бабеля. То ли серьезно, то ли левой пяткой, но есть его письмо, где упоминается директор Госкино Капчинский, который считал, что Эйзенштейну ничего не стоит снять пару фильмов параллельно. «…на закате, на даче в Немчиновке, я в верхнем этаже работал с Агаджановой над сценарием «Пятого года», а в нижнем - с Бабелем над сценарием… «Бени Крика». Почему «Беня Крик»? Мой предприимчивый директор Капчинский полагал, что, работая в Одессе над южными эпизодами «Пятого года», я между делом сниму… «Беню Крика». Эйзенштейн С.М. Избр. произв. Т. 1.- С. 420. Бабель сценарий дописал, а вот фильм снял совсем другой режиссер - Владимир Вильнер.
В сети гуляют две версии фильма - отреставрированная с музыкой Шостаковича, продолжительностью 1 час 42 минуты.
Спасибо неленивым умельцам за реставрацию, но Шостакович и Молдаванка - это, я вам скажу, две большие разницы. Пришлось выключить звук и запустить в очередь "С одесского кичмана", " Мурку" и "Бай мир бисту шейн". Стало легче.
Есть короткая версия в 1 час и 7 минут с озвучкой от телеканала Культура, вот она с Муркой и т.п., но куда-то съели 30 минут, хотя на качестве картины это сильно не сказалось. Мне кажется, она только выиграла от этого.
Все равно не появились Бабель и его Одесса. Будете смотреть, не ждите. Эйзенштейн просек, что сценарий не годится для экранизации прозы Бабеля, надо снимать по живым рассказам. Но другой истории нам не дано.
1. Итак, знакомьтесь - Бенцион Крик по прозвищу Король. (Играет Беню 42-летний знойный мужчина Юрий Шумский, шикарный театральный актер, которому разгуляться в фильме негде - королевство маловато)
Пока он безмятежен, но вот-вот он узнает от папаши, что Маранц стучит на него приставу. А тому цыганка нашептала.
2. Песенка Маранца спета. Собаке собачья смерть.
3. "Поймали, убили, зарезали!" Мадам Маранц, безутешная вдова.
4. Вечером того же дня свадьба сестры Бени. Надо брать шайку, но очень не хочется, все рассчитывали повеселиться.
5. Свадьба. Пир на весь мир.
Местами даже Новый Вавилон.
6. Счастливая обладательница главного приза и приз.
7. Тем временем приятель Бени поджигает тюрьму, и шайка увеличивается сама собой.
Беня злорадствует: "Какое несчастье у вас приключилось, уважаемый."
8. 1917 й. Власть сменилась, жизнь продолжается. Рувим Тартаковский идет с поздравлениями в народ.
"Что будет с клозетом, мосье Тартаковский? Нет, вы нам ответьте, что будет с клозетом?" Вопрос на все времена.
Недолго тебе жировать осталось.
9. Кто-то грудь кладет на алтарь отечества.
А кто-то продолжает пировать.
16 копеек за наследие проклятого режима! Кто больше?
10. Наш герой тоже в ресторации - дела обделывает.
Болять мои раны.
11. Не желает. Тогда мы сами возьмем.
Отчини кассу, а то взглядом испепелю.
12. Доколе будут грабить честных тружеников? Бесполезная поездка на поимку Бени Крика на броневичке.
Нас на конвульсию не возьмешь,товарищ. (с)
13. На кладбище: "Отдай гроб, сами похороним невинно пострадавшего от наших рук при налете."
14. И опять новая власть.
Теперь Беня встал под ее знамена, чтобы продолжать грабить награбленное.
Ходоки: Защити, отец родной!
А что мне за это будет?
15. Бойцы полка готовятся к защите Одессы.
16. Поступает предложение от Советской власти: забыть все старое
и стать заградотрядами.
Айда за едой!
17. Но друг-большевик заманил в ловушку. Поцелуй Иуды.
18. А мог бы стать Котовским.
Вот и вся история Бенциона Крика, короля Молдаванки.
Почему расстроился Лазарь Каганович и, говорят, даже запретил фильм? Несимпатичное зло наказано, как-то противненько, но так на дворе 18ый год, что вы хотите? Режиссер изо всех сил старался уйти от бандитской романтики, и это ему-таки удалось. Главный герой стал "дублем" бабелевского Бени. Остальные характеры, вообще, испарились.
Эх, снял бы фильм Луков, да по живому, но ни в 1926 м, ни в 30-50-е это было невозможно.
Время Бригады пришло позже.
Зато у нас есть Броненосец "Потёмкин".