Почему-то взялась за Швейцера, как-то вот так пошло, пошло.
Оказалась практически не знакома с его ранним творчеством. Ну, не так уж и поздно спохватилась.
Чужая родня- одна из ласточек бытоописательного колхозного кинематографа, где на первом плане не битва за урожай, а внутрисемейные отношения.
Терзания, страдания бесприданника Федора (Рыбников) в зажиточной семье его молодой жены Степаниды( Мордюкова). И куда до женитьбы глаза смотрели? А девка очень понравилась, у всех отбил - первый парень на деревне, но не рассчитал, что жить придется с людьми совершенно других взглядов и устоев: крепкие крестьяне, очень хозяйственные, но с гнильцой. Федор тоже хороший работник, а колхоз ему плечи жмет, но и образок в углу избы мешает дышать.
Дидактическое кино с закадровой речью автора, что уже несколько напрягает, но Рыбников хорош - танцует и страдает чудесно.
Тугой узел (1956), второй фильм совместного творчества режиссера Швейцера с писателем Тендряковым на колхозную тему имел тяжелую судьбу. В том виде, как он первоначально снимался - цветном и без купюр, он дошел до нас только буквально 2 недели назад: его показал канал Культура. А сначала фильм пересняли, заменили актеров, перерезали и выпустили под названием Саша вступает в жизнь, где, пишут, все внимание было уделено Саше, герою юного Табакова, потерявшему отца - председателя колхоза, влюбленному и т.п. ( Я эту версию не видела, поэтому сравнивать не берусь.)
В перестройку показали зарезанный ч/б вариант Узла.
После тяжелой судьбы фильма Швейцер завязал с фильмами на актуальную тематику.
Актерский состав частично перекочевал сюда из предыдущего фильма Швейцера - Чужой родни. Только теперь Сергеев играет не крестьянина-кулака, а честного и ответственного председателя колхоза, который взял к себе жить Сашу, и вступил в конфликт с героем Авдюшко, секретарем райкома, карьеристом, идущим напролом.
(Пырьев взял расписку со Швейцера и Тендрякова, что всю ответственность за приглашение Авдюшко на роль отрицательного персонажа они берут на себя )
Карьерист отбил у Саши любимую девушку, навязал колхозу невозможное количество коров, довел до самоубийства председателя этого колхоза и т.п.
Ну, вот как можно было выпустить такой мрачный фильм в 1956 году.
Время, вперёд! (1965) супругов Швейцера и Милькиной. Снято по повести Катаева, которому, пишут, фильм не понравился: слишком уж авторское кино.
Не читала, не могу сравнить. Но фильм этот не как указанно в некоторых аннотациях - о строительстве Магнитки, нет, о людях, которые строили Магнитку, а конкретно о работающих на 6м участке, людях, которые с утра пораньше, узнав о рекорде Харькова, решили его побить. Как вот они с тура начали готовиться к рекорду, друг друга подзуживать, писать плакаты, решать личные проблемы: у прораба страдания - жена уезжает, у другого рабочего жена рожает, по улицам водят слона, приехали артисты-циркачи, какие-то писатели мешаются под ногами, надо обязательно дозвониться в Москву сестре, чтобы та раздобыла какие-то важные данные, и совсем некогда просто даже поесть начальнику 6го участка.
Во второй серии наконец построили настил, чтобы тележки ездили быстрее (почему его нельзя было построить раньше, нам не рассказывают) и пошли на рекорд, побили Харьков, но оказалось,что их тоже уже побили, тогда работа продолжилась до ночи. И вот он вожделенный рекорд.
Все это кажется совершенной сатирой,
если бы не та любовь, с которой режиссеры показали этих людей.
В роли голодного и тихо влюбленного в самую красивую девушку Магнитки начальника 6го участка Маргулиеса Сергей Юрский. Самая красивая и неприступная - художница Шурочка (Инна Гулая).
В роли нежного прораба (ну вылитый киноартист), у которого глаза на мокром месте из-за бросившей его жены, а ботинки каждое утро подвергаются окраске белой гуашью, Леонид Куравлев.
Как говорится, найдите 10 отличий.
Будущие великий комбинатор и Шура Балаганов.
Московская сестра Катя производит впечатление совершенно сумасшедшей, но, похоже,
соседи по коммуналке уже привыкли.
На рабочих нападет то стихия в виде дождя или ураганного ветра, то какой-нибудь вредитель отключит воду, чтобы поставить счетчик.
Практически обед на небоскребе.
Но замесы идут, летят, побеждают.
Даже лоботрясы здесь показаны с какой-то любовью. А куда ж без них. Пусть играют в карты и читают жалобюные стишки:
...Свои глазёнки голубые
Закроет вскоре навсегда
Его схоронют под горою
Где есть железная руда
И над могилкою поставят
Металлургический завод
Сюда приехавший папаша
Могилку сына не найдёт...
И жалуются на отсутствие ботинок. Перекуются.
Ну, и всем известна Свиридовская музыка, которая была специально написана для этого фильма. Мы с ней жили.
Все это создает ощущение того времени, вот у меня так точно.