Sep 22, 2012 14:21
Далее великий флорентиец дает Идеальный Совет Путину.
Желая приобрести расположение народа, государь - я имею в виду государей,
сделавшихся тиранами своей родины, - должен прежде всего выяснить, к чему больше
всего стремится народ. Он обнаружит, что народ всегда стремится к двум вещам:
во-первых, отомстить тем, кто оказался причиной его рабства, во-вторых, вновь
обрести утраченную свободу. Первое из этих стремлений государь может
удовлетворить полностью, второе - отчасти.
Относительно первого имеется хороший пример. Клеарх, тиран Гераклеи,
находился в изгнании. Случилось, что в ходе распрей, возникших между народом и
Оптиматами Гераклеи, Оптиматы, чувствуя себя слабее, склонились на сторону
Клеарха, составили заговор и послали за ним против воли народа Гераклеи, а затем
отняли у народа свободу. Клеарх, очутившись между наглостью Оптиматов, коих он
никаким образом не мог ни удовлетворить, ни обуздать, и яростью Пополанов, не
способных снести потери свободы, решил одним махом избавиться от бремени грандов
и приобрести расположение народа. Воспользовавшись представившимся ему удобным
случаем, Клеарх полностью истребил всех Оптиматов к великому удовольствию
Пополанов. Таким образом он удовлетворил одно из народных чаяний - желание
отомстить.
Что же касается другого стремления народа - вновь обрести утраченную
свободу, то, не имея возможности его удовлетворить, государь должен выяснить,
какие причины побуждают народ стремиться к свободе. Он обнаружит, что небольшая
часть народа желает быть свободной, дабы властвовать; все же остальные, а их
подавляющее большинство, стремятся к свободе ради своей безопасности. Так как во
всех республиках, как бы они ни были организованы, командных постов достигает не
больше сорока-пятидесяти граждан и так как число это не столь уж велико, то дело
вовсе не сложное обезопасить себя от этих людей, либо устранив их, либо воздав
им такие почести, какие, сообразно занимаемому ими положению, могли бы их в
значительной мере удовлетворить. Что же касается всех прочих, которым достаточно
жить в безопасности, то удовлетворить их легко, создав порядки и законы, при
которых власть государя предполагает общественную безопасность. Когда государь
сделает это и когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не
нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и
довольной. Пример тому - королевство Франции. Оно живет спокойно прежде всего
потому, что его короли связаны бесчисленными законами, в которых заключено
спокойствие и безопасность всего народа. Учредитель его строя пожелал, чтобы
французские короли войском и казной распоряжались по своему усмотрению, а всем
остальным распоряжались бы лишь в той мере, в какой это допускают законы.
Итак, государю или республике, не обеспечившим собственной безопасности при
возникновении своего строя, надлежит обезопасить себя при первом же удобном
случае, как то сделали древние римляне. Упустивший подобный случай впоследствии
пожалеет о том, что не сделал того, что ему следовало бы сделать.
Макиавелли. Рассуждение. Кн. 1, гл. 16
А вот у нас все наоборот.
Виновники народного рабства во главе колонн протестующих против народного рабства. Это с одной стороны.
А с другой, что важнее всего, система основой которой является именно небезопасность и беззаконие. Во всем. В каждой мелочи. В каждой тютельке.
И с большей заботливостью охраняется не столько власть отдельных людей (кроме первого лица), сколько именно право сословия начальничков, включая самую мельчайшую шелупонь, творить все что захочется. Точнее нет. Вру. Не что захочется. Если начальник захочет людям благодеяние сделать, то скорее всего головы ему не сносить.
Право убивать, грабить, унижать и оскорблять всех, кто слабее. Собственно, именно такую "хартию" о правах этим начальничкам и выдали.