Реферат книги: Charles Murray "Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts & Sciences, 800 BC to 1950 AD", HarperCollins. 688 pages, 2003.
____________________________________
1. Проблема: как ранжировать величайших мыслителей прошлого?
- На рубеже тысячелетий многие журналы занимались составлением списков "самых выдающихся лиц" за 1000 или 2000 лет
- опрашивалась публика, спецы или профессура.
- Списки получались иногда очень забавными: 90% всех "самых" жило в последнем веке
- и в их число входили всякие политики ленины-сталины-гитлеры
- или даже какие-то актеришки, типа Мурлин Монро и Чарли Чаплина.
- Составлять подобные списки - лёгкая задача
- но мой список наверняка не совпадёт с Вашим,
- хотя будет несомненно огромное пересечение.
- Наверняка, в список войдут супер-гении Аристотель, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Шейкспир и Пушкин
- Разногласия начнутся по поводу лиц "второго плана": Дэви, Гука, Ландау, Галлея, Тимирязева и т.п.
______________________________________________
2. Объективный подход: учёт всех источников
- Чарлз Мёрри (со-автор Richard Herrnstein) замечательной книги "The Bell Curve",
- породившей бурную дискуссию о расовых различиях в IQ лет 10 назад -
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Bell_Curve)
- предложил более объективный критерий
______________________________________________
3. Oн разбил всю совокупность знаний на "значимые дисциплины" (наук и искусств):
- взял сотни энциклопедий, био-словарей и прочих стандартизованных источников справочной информации в каждой дисциплине
- не ограничился европейскими языками, чтобы избежать обвинений в европео-центризме
- измерил число слов, посвященных "ключевым личностям" в каждом таком справочнике
- и выбрал из них для всех "значимых дисциплин", 4,002 бесспорных "ключевых личностей"
- от античности (зарождения греческой философии) до середины прошлого века
- так он получил статистически стабильные результаты
- мало зависящие от добавления или отбрасывания одного источника или даже группы источников
______________________________________________
4. Кривая Лотки
- В 1920-е годы Алфред Лотка отметил
- что 60% авторов научных журналов публикуют лишь 1 работу за всю жизнь
- Количество людей публикующих более одной работы падает экспоненциально и
- создает кривую в форме буквы L
- Закон Лотки оказался справедлив в любой сфере человеческих достижений
- из писателей Запада, например:
--- Шейкспир оказался правее Гёте в горизонтальной части буквы L
--- а большинство остальных авторов расположилось на её вертикальном отрезке
- в Медицине:
--- Пастер получил индекс 100,
--- Кох оказался третьим с индексом 90
--- а Фрейд - 18-м с индексом 34
______________________________________________
5. Основные результаты исследования
5.1. за 98% прогресса, человечество должно быть благодарно "мёртвым белым европейцам"
- 72% всех "заметных творцов", живших между 1400 и 1950 годами,
- родились в Англии, Франции, Германии или Италии
- Америка сильно уступает Европе: в 4 раза
5.2. Главным фактором, обеспечившим "триумф Запада" явилась "интеллектуальная широта" его интересов
- что создало обстановку, благоприятную для расцвета всех видов талантов
- "Христианство - вот источник интеллектуального напряжения Запада"
5.3. равенство перед Законом даёт социальной группе огромное преимущество
- например, продемонстрирован невероятный рост интеллектуальных достижений евреев Европы
- после 1850 года, когда они получили там равенство
- их достижения утроились между 1910 и 1950 годами
- даже несмотря на войны, погромы и холокост
5.4. "бабы - дуры": достижения женщин (неожиданно) не растут с эмансипацией
- несмотря на достижение ими политического равенства за последние полтора века
- Хотя и отмечается незначительный количественный рост творцов
- женщины дали лишь несколько % важных творцов после 1900 года
- Более того, их достижения за период 1950 - 2000 не демонстрируют никакого роста
- По мнению автора, возможным объяснением данного феномена является то, что:
--- равенство перед законом не дало женщинам подлинного равенства,
--- как остальным социальным группам
--- Они попрежнему закабалены в семье и
--- тратят значительные личные ресурсы на воспитание детей
5.5. Интеллектуальный упадок после 1800 года
- Это самый шокирующий результат книги
- Если отнести количество творцов к размеру популяции, то
--- после 1800 года наблюдается явный упадок
- Если же взять не всю популяцию, а только городскую и даже лишь образованных людей
--- то результаты показывают откат на пре-Ренессансный уровень!
- ПримерЫ:
--- литература:
----- сегодня мы имеем в 65 раз больше драматургов, чем в Елизаветинской Англии
----- Но где наши Шейкспиров?
----- Картина еще ужаснее, если учесть, что в Гильдии Кинодраматургов - 12,000 членов
--- наука:
------ та же тенденция, несмотря на огромный рост числа учёных, научных журналов и средств коммуникации
- по мнению автора, этот интеллектуальный упадок - реальность
--- о которой следует задуматься и академии и политикам
--- причину этого упадка автор видит в:
----- падении морали и
----- росте субъективизма и релятивизма
______________________________________________
6. Прочие результаты
6.1. мы обладаем ограниченным знанием о личностях отдаленных эпох
- автор подчеркивает принципиальную разницу между достижениями науки и "достижениями" искусства
6.2. современная психология подтвердила гениальное интуитивное прозрение Аристотеля:
- причиной человеческого прогресса является врожденная тяга к совершенству
- Автор считает, что "чувство смысла жизни", "вера в автономию индивида" определяет эффективность человека
6.3. Автор указывает на важность разработки таких философских категорий, как "Истина, Красота и Добро".
6.4. ставится вопрос о том, что породило "феномен Запада"?
- резко ускоривший прогресс цивилизации
- греческая философия, открытая в 8 веке до Р.Х. или
- 14 "мета-открытий", расширивших наш "мыслительный репертуар":
--- линейная перспектива, полифония, драма, новелла, математическое доказательство, аксиоматика, научный метод...
7. Большая часть этой толстенной книги содержит скучный "аппарат"
- графики, таблицы и прочую статистику.
- Но она красноречивее многих элоквенций
8. Результаты Мёрри можно вставить в базу данных и проследить интересные тенденции:
- регионы, где торжествовал прогресс
- регионы, где царил застой
- "элитные центры": почему Лондон стал мировым центром, а Гуанчжоу - нет
- различия в политических и образовательных системах, приведшие к подобным результатам
- эти результаты подверглись, как всегда, грубой и бессмысленной критике
- со стороны леваков, цветных и лесбиянок.
___________________________________________________________________
Бонусы:
1. Race_and_intelligence -
http://en.wikipedia.org/wiki/Race_and_intelligence#Significance_of_group_differences2. Средние IQ стран и причины их различий -
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/305624.html3. Достижения Человечества и Интеллектуальный Упадок Современности -
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/53654.html4. О том, как глупеет человечество, отказываясь от расовой чистоты:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2916328.html