Перед тем как пристально рассмотреть процесс развития персидской газели, будет небесполезным прокомментировать систему образов, используемую поэтами-мистиками в этом жанре, иначе намеки, которые там содержатся и которые лишь одни придают стихам религиозное значение, абсолютно ничего не будут значить для читателя, не владеющего языком оригинала.
Список терминов, приведенный ниже, основан на любопытном памфлете, озаглавленном «Рисала-йи мишвак» Мухсина Фаид-Кашани, персидского писателя-суфия XVII века, который защищал поэтов-мистиков от нападок ортодоксальных критиков, а также обвинений, основанных на слишком буквальной интерпретации их лексики.
_____________________________________
Абру (бровь) - атрибуты Бога, скрывающие Его Сущность.
Бахр (море), Кулзум (океан) - явление (Божественной) Сущности. Весь мир, видимый и невидимый, подобен своду (хумхана), под которым хранится вино Бытия и нерожденная любовь Бога; каждая частица мира, в зависимости от собственной восприимчивости и склонности, является paimana (бокалом) для вина Его Любви, полным бокалом.
Бут (идол) - любой объект поклонения, кроме Бога. Иногда этот термин используется, чтобы обозначить проявление Божественной Красоты, поклоняться которой значит то же самое, что поклоняться ее Создателю; иногда это понятие созвучно Совершенному Человеку (камил) или Руководителю (муршид), который является Столпом (кутб) своего времени.
Дахан (рот) считается тан (узким) - как подтверждение факта, что источник человеческого бытия видеть нельзя.
Джам (чаша) - откровение (божественных) деяний.
Зулф (локон) - явление Божественною Величия в атрибутах Всемогущества, то есть Удерживающий. Останавливающий, Всемогущий, Умертвляющий, Потоп. Тьма, явления, словно вуаль скрывающие Божественную Реальность.
Зуннар (пояс) - символ принятия обета послушания и служения.
Кхал (крот) - средоточие Истинного Единства, которое скрыто и потому представляется черным.
Куфр-и-хакики (подлинное неверие) - допущение тайного существования множественного и разного в Бытии Бога; это «гностическое неверие» идентично подлинному исламу и вере.
Лаб (губа) - свойство Бога давать жизнь и поддерживать существование человека.
Рух (лицо, щека) - явление Божественной Красоты в атрибутах божьей милости, то есть великодушие, милосердие, дарование жизни, руководство, щедрость, свет. Божественная Реальность.
Сабу (бросающий), хум (кувшин) - явление Имен и Качеств (Бога).
Саки (виночерпий) - Реальность, которая любит проявлять себя в каждой форме, которую она открывает.
Тарсаи (богобоязненность, христианство) - высвобождение из пут (лицемерных) традиционых верований (таклид), разбивание оков обычаев и нравов. Тарса-бакка (христианское дитя) означает совершенного проводника.
Хазм (глаз) - Бог взирает на Своих слуг и их наклонности. Глаз считается опьяненным (маст) или ленивым (бимар), если показывает, что Бог не нуждается в человеке и не уделяет ему внимания.
Хамза (взгляд) Бога обозначает, что Бог дает духовное успокоение после страдании или страдания после успокоения.
Харабат (питейный дом) - Единство в чистом виде, неразделяющееся и не обладающее отдельными свойствами.
Харабати (содержатель питейного дома) - истинно любящий, освободившийся от цепей предрассудков и сознающий, что все дела и все качества всех вещей поглощаются Божественными деяниями и качествами.
Хатт (вниз по щеке) - проявление Реальности в духовных формах.
Шараб (вино) - экстатические переживания благодаря откровению Истинной Любви, уничтожающей основы разума.
________________________________________
Именно на этом языке аллегорий любви и поклонения, неверия и стыда творили такие лирики, как Санаи, Аттар, Руми, Ираки, Магриби, Амир Хосров, Саади, Хафиз, Джами и многие другие.
________________________________________
http://www.sufism.ru/perssufi/arberri.htm Bonus: другие словари суфийских терминов -
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422370.html