Восхитительный сборник "Персидских писем" повергает скорее в раздумья, нежели в грезы.
Возможно, стоит углубить размышления, к которым подталкивает нас Монтескье, и поискать в них истинный смысл его фантазии.
Я хочу поразмыслить всерьез.
А. Всякое общество восходит от дикости к порядку
- поскольку варварство есть эра реальности, факта и хаоса
- то эра порядка должна представлять собой, напротив, - виртуальное царство фикций,
- ибо нет такой силы, которая могла бы утвердить порядок исключительно на физическом принуждении одних индивидов другими
- то необходимы для этого силы "духовные", т.е. фиктивные
Б. Порядок требует, следственно, действенного присутствия вещей отсутствующих и проистекает из уравновешения инстинктов - идеалами
- oбразуется некая виртуальная или условная система
- устанавливающая между людьми воображаемые связи и преграды,
- эффекты которых, однако, вполне реальны
- и для людского сообщества - существенно необходимы
Появляются небывалые в природе виртуальные понятия:
- "священного", "праведного", "законного", "достойного", "похвального", а также их антонимы
- которые постепенно вырисовываются в умах и кристаллизуются
Появляются один за другим и небывалые в природе реальные объекты:
- Храм, Трон, Суд, Тюрьма, Эшафот, Трибуна и Театр
- эти монументы общества и своего рода геодезические сигнализаторы порядка
Сама Вечность разбивается на интервалы и становится Временем
- появляются групповые ритуалы: жертвоприношения, собрания, зрелища, фиксируются общественные часы и даты
- эти ритуалы, нормы и обычаи дрессируют человеческих животных, обуздывают или умеряют их стихийные порывы
- вспышки их свирепых и безудержных инстинктов становятся понемногу всё более редкостными и пустячными
Но целостность общественного спектакля держится исключительно силою внушённых людям образов и слов
- порядок требует, чтобы тот, кто готов заслужить виселицу,
- мысленно понимал её справедливость и неизбежность,
- готовясь к ней сам и заранее
- если же он не слишком доверяет этой угрозе,
- то всё общество становится нестабильным и в скором времени рушится
В. Царство виртуального общественного порядка - каковое есть царство символов и знаков,
- неизбежно приходит к почти всеобщему отказу от насилия и разоружению индивидуумов
- которое начинается с отказа от оружия зримого, мало-помалу завоевывая умы и сердца людей
- мечи укорачиваются и исчезают, характеры выравниваются
- так незаметно уходит в прошлое варварская эпоха...
- в которой господствовали: факт, сила, меч и НАСТОЯЩЕЕ
На смену безрассудному, эмоциональному варварству приходят:
- разумные предвидения и традиции - ожидания БУДУЩЕГО и воспоминания о ПРОШЛОМ
- эти 2 воображаемые противоположные перспективы подчиняют себе и вытесняют НАСТОЯЩЕЕ
Мир общества представляется нам теперь столь же естественным, как сама природа
- хотя держится он исключительно неким чудом.
- Не является ли эта система и впрямь - своего рода суммой магических заклинаний,
- которая зиждется на письменных знаках, на власти слов, на сдерживаемых обетах, на действенных образах, на соблюдаемых обыкновениях и условностях
- т.е. на чистых ФИКЦИЯХ?
Г. Этот мир человеческих отношений видится нам столь же устойчивым, закономерным и самодовлеющим, как мир физический
- будучи всего лишь творением людей, он, как нечто восходящее к "незапамятным" временам,
- кажется нам, в силу привычки, не менее сложным и загадочным, нежели мир природы
O смысле oбщепринятых ритуалов:
- снимая шляпу, принося клятву, совершая тысячи других странностей
- большинство из нас знает о смысле и происхождении этих тёмных ритуалов, столь же мало, как и о происхождение материи
- к любому натуральному событию - рождению, смерти, акту любви - мы примешивам массу вещей абстрактных и непонятных живущим
- в результате, механизм общества обрастает столькими мутными объяснениями, смутными воспоминаниями и обильными, но ненужными звеньями, что человек теряется в этой паутине
- жизнь всякого организованного народа соткана из бесчисленных нитей, большинство которых теряется во мраке истории, сливаясь лишь там воедино
- они созданы силою древних обстоятельств, которые никогда уже не повторятся
- и никто ныне не может проследить всех их извилистых путей и сцеплений
Д. Когда внешний порядок наконец упрочен, иными словами, когда реальность достаточно загримирована
- и наш внутренний зверь достаточно укрощен
- общество считает возможным допустить и некоторые "свободы" - воли, мысли и слова
- в атмосфере стабильности и порядка, мысль человеческая набирается смелости
- под сенью действующих гарантий права и благодаря забвению и помрачению реального смысла происходящего
- воспрянувшие и всколыхнувшиеся недалёкие умы вдруг перестают видеть смысл и логику в традициях общества
- не видя там ничего, кроме бессмысленных запретов и нелепицы
- забвение причин, условий и предпосылок порядка становтся свершившимся фактом
Это выветривание и забвение смысла происходит быстрее и полнее всего именно у тех лиц
- кому этот порядок больше всего служил и покровительствовал
Е. Разум тем меньше связан глубинными требованиями порядка, чем точнее они исполнялись
- дабы позволить себе о них не думать, он опьяняется своим относительным привольем
- тешится блеском своей премудрости и своими чистыми спекулятивными комбинациями
- он дерзает теоретизировать, без учета той бесконечно сложной системы
- которая и наделила его столь огромной независимостью от сущего
- и столь полным равнодушием к первичным потребностям существования
- за видимой стороной вещей, он не различает их сути
- абстракции в эту пору неистовствуют - человек мнит себя неким вольно творящим духом
- повсюду множатся провокационные вопросы, демагогические издевки, бездоказательные доктрины,
- в которых находят выражение и неограниченно используются возможности публичного слова, оторванного от опыта и ответственности
- на каждом шагу блистает, свирепствует критика "устаревших" идеалов, которые собственно и предоставили интеллекту досуг и удобства для этой критики
- между тем инстинкты самосохранения и продолжения рода при этом иссякают и извращаются
Ж. Именно так - при посредстве идей, в их нарастающем хаотическом революционном вихре
- проявляется вновь и возрождается фактическое состояние вещей - реальность, приносящая новый порядок
- этот возврат от слов к реальности иногда совершается на путях, коих нельзя было предусмотреть,
- и человек делается варваром нового типа, силою непредвиденных последствий своих самых основательных мыслей
- кое-кто в наши дни полагает, что завоевание мира наукой отбрасывает нас вспять - к своего рода варварству
- которое, будучи организованным, деятельным и методичным, тем самым, опаснее варварства древних эпох
- благодаря превосходству в точности, единообразии и бесконечному превосходству в могуществе
- де, мы возвращаемся к древней эре реальности и факта - но факта, проверенного серьёзной наукой, а не личным опытом каждого
- но общества, напротив, покоятся не на фактах, а на "Вещах Смутных"
- во всяком случае, до сих пор они покоились на понятиях и субстанциях достаточно непроницаемых
- чтобы мятежная душа никогда не чувствовала себя вполне свободной от мистики
- и страшилась не только того, что видит явно
- как говорил один мудрый афинский тиран: "незримые боги выдуманы, дабы карать незримые преступления"
Eсли общество упразднит все неясное и неразумное, дабы вручить себя измеримому и доказуемому, сможет ли оно выжить?
- вопрос этот жизненный - и он торопит с ответом
- современная эпоха демонстрирует нам непрерывное возрастание определённости
- но невозможно определить всё нематериальное; и, в каком-то смысле, оно не поспевает за наукой
- поэтому оно неизбежно будет казаться нам, по контрасту, все более тщетным и несущественным
З. Порядок тяготит человека, а хаос заставляет его жаждать явления полиции или смерти
- таковы 2 крайних, мучительных для человеческой натуры состояния
- человек всегда ищет себе эпоху, приятную во всех отношениях
- где он мог бы пользоваться как максимальной свободой от общества, так и его максимальной поддержкой
И человек находит себе такой умозрительный, духовный рай, как правило, в начале конца предыдущей социальной системы
- где на полпути от порядка к хаосу, и царил этот неуловимый и восхитительный миг
- где гармония прав и обязанностей приносила человеку все те блага, на какие была способна
- где он только начинал злоупотреблять этими благами, наслаждаясь первыми слабостями павшей системы
- где социальные институты ещё казались монолитными, могущественными и внушающими уважение
- но хотя казалось, что ничто в них ещё не затронуто тленом
- на самом деле, в них уже не было почти ничего существенного, кроме красивой наружности
- их внутренние достоинства уже были растрачены, а их грядущее было незаметно исчерпано
- их характер уже не был священным в душах большинства людей, а если и оставался где-то священным, то лишь поверхностно
- хула и презрение подтачивали их изнутри и лишали всякой жизненной значимости
- общественный организм мало-помалу терял будущность
- но именно этот период декаданса - пора счастливого упоения и всеобщего пиршества
И. Конец политического устройства почти всегда бывает ослепительным и сладострастным
- знаменуется фейерверком, в котором расточаются все ценности, которые люди до той поры расточать не решались
- раскрываются тайны государственные и личные, потаённые мысли, долго скрывавшиеся мечты
- всё содержимое разгоряченных и беззаботно отчаянных личностей выплескивается наружу и швыряется на потребу толпы
- некое пламя, пока еще лишь феерическое, которое вскорости разгорится в пожар, возносится и пробегает по лику всего сущего
- оно причудливо озаряет вакханалию принципов и основ - устои и наследия рушатся, таинства и сокровища рассеиваются, как дым
- благочестие испаряется, и все цепи слабеют в этом кипении жизни и смерти, нарастающем до пределов безумия
К. Если бы Парки предоставили кому-то возможность избрать себе изо всех известных эпох - эпоху по вкусу и прожить в ней всю свою жизнь
- я не сомневаюсь, что этот счастливец избрал бы век Монтескье
- я и сам не без слабостей, и я поступил бы точно так же
- Европа была тогда лучшим изо всех возможных миров:
--- власть в ней уживалась с терпимостью
--- истина сохраняла известную меру независимости
--- деньги, материя и энергия не правили всем безраздельно; они еще не воцарились
--- наука была уже тогда достаточно внушительной, а искусства - весьма изящными; и еще оставалось что-то от религии
--- лицемерные Тартюфы, глупые Оргоны, зловещие "Господа", нелепые Альцесты уже были счастливо погребены
--- а Эмилю, Рене, чудовищному Ролла еще только предстояло родиться
--- даже улица была тогда сценой хороших манер
--- даже торговцы умели построить изящную фразу,
--- даже откупщики, даже девки, даже шпионы и сыщики изъяснялись так, как ныне не может никто
--- даже мытари взимали дань с должной учтивостью
Еще не исследовали всю землю:
- народы ещё жили привольно в мире, карта которого не избавилась от огромных пробелов
- в Африке, в Америке, в Океании она зияла белыми пятнами, распалявшими воображение
- дни не были уплотнены и загружены, они катились медлительно и вольготно
- расписания не дробили мыслей и не делали смертных рабами тикающего времени и друг друга
Все бранили правительство
- все еще верили, что можно найти нечто лучшее
- но заботы отнюдь не были неимоверными
- существовал целый ряд темпераментных и страстных людей, чей интеллект будоражил Европу
- и ополчался с беспечностью на любые предметы, божественные и прочие
Дам волновала НАУКА!
- рождавшиеся дифференциалы и те мизерные твари, будто бы необходимые для любви, которые мечутся под их взглядами в микроскопе
- подобные феям, эти дамы склонялись над стеклянной и медной колыбелью юного Электричества
- сама поэзия стремилась добиться четкости и избавиться от нелепиц, что, увы, невозможно, и в итоге, она лишь оскудела
Л. Разум в то время достиг такой гибкости и такой чистоты
- что любые нечестия представлялись ему вполне безвредными проявлениями полубожественного изощреннейшего существа
- к которому не пристает ничего плохого, даже самого худшего
- даже откровенное бесстыдство его не порочило
- в людях было столько ума, столько было в них скептицизма и столько влюбленности в знание
- что, казалось им, ни самые дерзкие идеи и речи, ни самые рискованные эксперименты не могут их запятнать, принизить или погубить
- они дошли до крайней искусственности: открыв естество, они вздумали притязать на "естественность"
- такие фантазии всегда знаменуют конец спектакля эпохи и последнее исчерпание вкуса
M. В таком состоянии это общество знало себя не хуже, а, быть может, и лучше, нежели любое общество в прошлом
- зеркал у него было достаточно
- оно разглядывало себя в них столь же часто, столь же нежно и столь же безжалостно, как всякое смертное существо
- Монтескье, Дидро, Вольтер и бесчисленные свидетели эпохи рангом поменьше рисовали ему его обличье и его манеры
- оно видело себя в них более свободным, более дерзостным, более смятенным и более чувственным, нежели на самом деле;
- а порою даже гораздо более несчастливым, чем на самом деле, как показало скорое будущее
- но даже несчастливое, даже агонизирующее, общество это не было способно взирать на себя без смеха
- как можно сдержаться при виде себя в зеркале?
H. Ответом на вопрос: "как можно быть персом?" является новый вопрос: "как можно быть тем, что ты есть?"
- последний вопрос, прозвучав в уме, отчуждает нас от самих себя,
- и на какой-то миг нам открывается вся немыслимость нашего состояния
- недоумение перед необходимостью кем-то являться, комичность любого обличья и частного существования,
- разрушительный эффект дублирования наших поступков, наших верований, наших личностей выходят наружу в ту же минуту
- все общественное становится гротеском; все человеческое становится слишком человеческим, оборачивается чудачеством, слабоумием, автоматизмом, нелепицей
Система условностей, о которой я говорил, становится смехотворной
- чудовищной, невыносимой для взгляда, почти неправдоподобной!
- законы, обычаи, наряды, парик, пудра, мушки, шпага, религия, ритуалы - всё кажется диковиной, маскарадом, балаганом или музеем...
Но чтобы вызвать этот разлад и это могущественное изумление
- и смех, и, следом, усмешку, которые раздвигают уста модели, когда она видит свой образ
- есть средство чрезвычайно простое, почти безошибочное и почти всегда эффективное
- большинство авторов, отражавших эпоху в образах, адресуемых ей самой и, в свой черед, - нам, потомкам,
- пользовалось этим средством
- по остроумию и доступности оно не имеет равных, хотя в исполнении требует немалой тонкости.
- выхватить из одного мира и внезапно погрузить в другой некое умело выбранное существо
- остро чувствующее всю безмерность абсурда, для нас неощутимого:
- странность обычаев, курьезность законов, диковинность нравов, эмоций, верований
- все то, с чем мирно уживается масса людей, в гущу которых всесильный бог-сочинитель единым росчерком посылает его жить и непрестанно изумляться
- таков этот литературный прием.
Итак, весьма часто в качестве инструмента сатиры выводились то некий чужестранец, путешественник
- то турок, то перс, то индеец, то полинезиец;
- порою, дабы разнообразить игру и взять точку отсчета на полпути в бесконечность, на эту роль избирался инопланетянин:
- обитатель Сатурна, Сириуса, некий Микромегас; порою даже - ангел
- подчас лишь в неведении или в экзотичности этого вымышленного гостя коренилась причина его изумлений
- и черпала силы обостренная впечатлительность ко всему, что скрывает от нас привычка
- в иных случаях его наделяли сверхчеловеческой зоркостью, искушенностью или глубиной, которые эта марионетка исподволь обнаруживала вопросами и замечаниями неотразимой и лукавой простоты
Вторгнуться к людям, дабы смешать их понятия
- ошеломительно вынудить их дивиться тому, чем они заняты, о чем думают, что всегда представлялось им неизменным
- значит дать им почувствовать, посредством притворной или неподдельной наивности
- всю относительность их цивилизации и привычного доверия к установленному Порядку...
- это значит также провозвестить возврат к некоему беспорядку
- и даже совершить нечто большее, нежели только провозвестить его
О. Я пока еще ничего не сказал непосредственно о "Персидских письмах"
- я лишь попытался обрисовать их эпоху и место, которое они в ней занимают
- oни, впрочем, сами достаточно говорят за себя
- nичего более изящного литература не создавала
- смена вкусов, открытие мощных возбудительных средств не властны над этой божественной книгой
- для которой, однако, может оказаться фатальным тот современный возврат к состоянию варварства
- какой подтверждается ныне массой симптомов, вплоть до симптомов литературных
Современное состояние грубой реальности, воскрешение коего мы все ощущаем
- мало-помалу лишает людей даже уменья читать, я имею в виду, читать в глубину
- ныне встречается всё более личностей, воспринимающих требование даже ничтожнейшего усилия мысли, как некое оскорбление
- таковы в царстве литературном плоды того всеобщего нарастания легковесности,
- которое бог весть с какого времени составляет жизненный нерв нашего мира
- xарактер ясности, какую мы сообщаем произведению, неизбежно и почти непроизвольно соотносится с нашим представлением о вероятном его читателе
Монтескье обращался отнюдь не к тем читателям, какими являемся мы
- писал он не для нас, ибо не мог предвидеть, что мы окажемся столь примитивными
- он любит эллипсис, и в своих многочисленных максимах он возводит фразу, тщательно связывает ее изнутри
- он рассчитывает на умы изощренные, которые не нам чета
- он предлагает им радости тончайшей мысли и дает им все необходимое, чтобы они могли ею наслаждаться.
П. Это - необычайно смелая книга
- поразительно, что все неприятности автора ограничились эфемерным опасением упустить кресло в Академии;
- впрочем, даже это опасение оказалось всего только легким облачком
- он стяжал и славу, и желанное кресло, и огромный успех у книгопродавцев
- свобода духа в то время была так велика, что эти столь рискованные и столь нашумевшие письма нимало не повредили карьере президента парламента и философа
Лицемерие является необходимостью таких эпох:
- когда простота поведения является законом
- когда сложность человеческая запретна
- когда ревнивость власти или же узость общепринятых норм навязывают индивидам некую модель
- Модель эта быстро оборачивается личиной.
- лицемерие процветает лишь в те периоды, когда положение вещей настоятельно требует
- чтобы все граждане отвечали несложному стереотипу, легкому для понимания и, следовательно, для манипулирования.
Но в 1720 году, в промежутке меж 2-х великих эпох, эта необходимость временно пребывала за сценой.
Р. Связать некий фантасмагорический Восток и блистающий наготой своих граней Париж вымышленной перепиской, в которой смешались:
- сераль и салоны, интриги султанов, прихоти танцовщиц и гаремные грезы,
- гебры, папа, муфтии, толки в кофейнях, воображаемые конституции и политические наблюдения
значило явить картину ума во всей его живости, когда у него лишь один закон:
- сверкать, отдаваясь все новым метаморфозам и
- демонстрировать самому себе свою беспромашность, свое проворство и свою мощь
Это - сказка, это - комедия, это почти что драма
- и уже льется кровь; но льется она весьма далеко,
- и даже неистовства, даже тайные казни остаются здесь литературными - в меру желаемого.
С. Остановлюсь в заключение на одной немаловажной детали
- Почти во всех произведениях этого красочного и инфернального стиля, созданных в 18-ом веке
- часто и, словно бы в силу закона жанра, появляются представители 2-х весьма различных пород человеческих: иезуиты и евнухи
- почему изображались иезуиты понять нетрудно - большинство почтенных авторов было обязано им своим превосходным образованием и воспитанием
- и за все их ферулы, за духовную и риторическую муштру, они воздавали своим наставникам издевками и карикатурами
- но кто объяснит мне всех этих литературных евнухов?
- я не сомневаюсь, что существует некая тайная и глубокая причина почти обязательного присутствия в книгах этих персонажей
- столь мучительно отрешенных от массы вещей и, в известном смысле, от самих себя
___________________________________________________________
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/valeri-pol-k-persidskim-pismam.htm Бонусы:
- Поль Валери, предисловие к "ПЕРСИДСКИМ ПИСЬМАМ":
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3694408.html- Монтескье, "Персидские письма":
http://lib.ru/INOOLD/MONTESK/persid.txt- Монтескье, "Персидское письмо" (о гареме и рае):
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2524676.html- Монтескье, "Персидское письмо" (о психологии царька):
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2524594.html