«Моя точка зрения состоит в том, что Коран - это очень хороший хадис». Этот афоризм Дэвида Меррика становится все более актуальным с развитием исследований подлинности Корана.
Традиционные воззрения
Согласно представлениям мусульман, Коран ниспосылался неграмотному пророку Мухаммаду частями на протяжении 23 лет и достаточно долгого передавался изустно. Аяты записывались чернилами из сажи и копоти на всевозможных подручных средствах, таких как листья финиковых пальм, плоские камни, куски кожи или верблюжьи лопатки.
Более сорока Сподвижников записывали Откровение, после чего Мухаммад проверял текст на наличие ошибок. При праведных халифах был создан канонический список, уточненный при Усмане, по приказу которого было сделано четыре копии для Медины, Куфы, Басры и Шама. Известный сегодня Коран часто называют Каирским вариантом, поскольку в столице Египта хранится один из экземпляров, претендующих на статус подлинника Корана Усмана. Таким образом, согласно традиционным представлениям, первые рукописи Корана составлялись с такой тщательностью, что всякие ошибки были исключены. Однако огласовки и диакритические символы были расставлены в тексте достаточно поздно. Огласовки впервые расставили писцы Басры во второй половине VII века, а окончательно эта работа была закончена в конце VIII века. Диакритических знаки в Коране были расставлены в первой половине VIII века. Каирский вариант Корана мусульманами рассматривается как 100% подлинное и неискаженное Слово Божье, и даже идеи мутазалитов о сотворенности, а не извечности Корана не позволили в мусульманском мире поставить вопрос об аутентичности Корана всерьез.
Неизвестный Люксенберг
Однако на самом исходе ХХ века выходят в свет сенсационная книга скрывающегося под псевдонимом Кристофер Люксенберг немецкого филолога, в которой осуществлена попытка сделать глубоко научно обоснованными сомнения скептиков в отношении подлинности Корана. Работа «Сиро-арамейское прочтение Корана: подход к расшифровке коранического языка» была издана в 2000 году (на немецком языке).
В 2005 году на некоторых научных конференциях гипотеза Люксенберга уже рассматривалась всерьез рядом исламоведов. В 2006 году один из сторонников идей немецкого филолога Гарбиэль Сома развил данный подход в книге «Коран - неверно понятый, неверно переведенный и неверно прочтенный». В 2007 году «Сирийско-арамейское прочтение Корана» было переведено на английский язык, в результате чего популярность гипотезы Люксенберга начала расти. Этому способствовало и то, что исследованию неизвестного ученого было уделено достаточно много внимания в документальном фильме National Geografic «Коран» (2008, реж. Энтони Томас).
Итак, каковы идеи Кристофера Люксенберга?
Ученый пришел к выводу, что Коран был написан не на классическом арабском языке, а смешанном арабо-сирийском. Наличие сирийских слов в Коране, как утверждается в работе Э. Томаса, признавали и средневековые арабские толкователи. Использование сирийского языка - ключ к пониманию многих мест в писании. Это утверждение филолога противоречит самому Корану, и признание такого предположения верным означало бы признание позднейшей цензуры и дополнений в Коране.
Европейские ученые, по мнению Люксенберга, слишком робко и подражательно по отношению к мусульманским богословам подходят к изучению Корана. В то время как смелые попытки прочтения Корана через новую расстановку диакритических знаков позволяет сделать ошеломляющие выводы. При этом ученый описывает строгую процедуру осуществления экспериментов по подстановке диакритических знаков.
По мнению Люксенберга, в устной передаче Корана были разрывы и неизбежные неточности, поэтому под сомнение можно поставить любой фрагмент Корана, хотя фундаментальные вероучительные принципы ислама его метод исказить не сможет. В то же время филолог дает совершенно нетрадиционные интерпретации ряду вопросов, касающихся, например, таких воззрений, как существование гурий в Раю или необходимость ношения женщинами хиджаба.
Далее, немецкий исследователь утверждает, что Коран еще намного ближе христианским текстам, чем мы думаем. Люксенберг очень близок к тому, чтобы считать значительную часть Корана плагиатом христианских сирийских текстов IV века. Это, как минимум, ставит под сомнение господствующее среди мусульман представление о том, что Коран был сотворен на небе и потому не искажен.
Перспективы
Сегодня сам разговор о гипотезе Люксенберга многие мусульмане рассматривают как оскорбление ислама (в 2003 году правительство Пакистана на этом основании запретило выход одного из номеров Newsweek). Более умеренные исламские ученые (например, доктор Тадж Харги) обвиняют Люксенберга в неумеренной фантазии и христианоцентризме (рассмотрении Корана по аналогии с Библией, хотя, по их мнению, Коран - совершенно иной текст, к которому нельзя относиться с такими же сомнениями, как к Библии). Реакция академических религиоведов на публикации Люксенберга достаточно настороженная. Тем не менее, сам автор активно работает над развитием своего подхода, что на протяжении 2004 - 2008 годов вылилось в ряд статей и книг, последняя из которых - «Сирийская литургия и таинственные письмена в Коране». Большой вопрос, не приведет ли гипотеза Люксенберга к созданию бесконечного множества альтернативных версий Корана, что заведет коранистику в тупик. Однако непредвзятое использование новейших находок археологов и лингвистических методов для поиска «подлинного Корана» видится крайне интригующим. Вероятно, в условиях все возрастающего интереса ученых и мировой общественности к исламу углубление исследований аутентичности Корана невозможно остановить никакими методами.
_______________________________
http://religo.ru/2009/12/odin-bolshoj-xadis/via "vasily_sergeev"
Bonus: "Мухаммад, как титул Иисуса" -
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2990099.html