О.В. Кулишова, "КУЛЬТ АПОЛЛОНА И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА"

May 06, 2008 20:59



1. КУЛЬТ АПОЛЛОНА В АРХАИЧЕСКОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ

Рост популярности и авторитета оракула в Дельфах и вся его история неразрывно связаны с божественным покровителем знаменитого прорицалища - Аполлоном. Чтобы понять дельфийский феномен, необходимо обратиться к вопросу о происхождении культа Аполлона и хотя бы в общих чертах определить его значение в религиозной, социально-политической и интеллектуальной жизни эллинов архаического и классического времени. Особое внимание мы уделим тем сторонам культа Аполлона, которые наиболее близки дельфийской мантике.

Образ Аполлона, одного из богов-олимпийцев, является едва ли не самым сложным в греческой мифологии и религии[1]. Причиной тому - необыкновенное разнообразие функций этого божества, их противоречивость и кажущаяся несовместимость.

До сих пор остается открытым вопрос об этимологии теонима jApovllwn. Наиболее авторитетные авторы этимологических словарей отмечают, что она неизвестна[2].

Еще у античных писателей мы находим впечатляющие перечни возможных объяснений (см., например: Plat. Crat., 405 a-e; Plut. De E ap. Delph., 9, 388 f; 20, 393 b). Современные исследователи также предлагают самые разнообразные варианты. Среди решений этой проблемы в новейших отечественных исследованиях укажем на этимологию, обоснованную Ю. В. Откупщиковым: от ajpelavw > jpelw"n "отгоняющий", "отвращающий"
jApevl(l)wn (древнейшая дорическая форма) "отвратитель"[3].

Неубедительными в языковом отношении в настоящее время признаются попытки отыскать этимологию данного теонима на Востоке[4]. Большинство исследователей сегодня склоняются к объяснению, которое приводил еще Плутарх и которое получило развернутое обоснование в работах авторитетного швейцарского исследователя В. Буркерта. Согласно этой этимологии, древнейшая дорийская форма теонима - jApevllwn происходит от дор. ajpevlla, которое обозначало у дорийцев собрание, то же, что ejkklhsiva, по определению Гезихия[5].

Тесно связанный с этимологией теонима вопрос о происхождении культа Аполлона и его древнейших функциях также чрезвычайно дискуссионен. Само имя Аполлона не встречается в табличках крито-микенского времени[6], которые сохранили имена важнейших греческих богов - Зевса, Посейдона, Афины, Гермеса, Артемиды, называемой традицией сестрой Аполлона, а также Лето, именуемой античными авторами его матерью.
Однако в списке богов, происходящем из Кносса (КN V 52), упомянуто божество pa-ja-wo-ne (ср. с греч. Paihvwn), в котором большинство ученых видят культ, впоследствии слившийся с культом Аполлона, хотя о полном их тождестве говорить вряд ли возможно[7]. В другой кносской надписи (KN Am 837), вероятно, прослеживается еще один эпитет Аполлона, которым его награждает архаическое и классическое время - Sminqeuvх (от smivnqoх "мышь"). Кносские таблички позволяют сделать заключение о глубокой древности элементов, составивших образ классического бога.

В исследовательской литературе долгое время был популярен тезис о происхождении Аполлона из Малой Азии, где его культ был очень почитаем и имел важное значение. Отдельные идеи о негреческом, и в частности малоазийском, происхождении культа Аполлона высказывались уже в середине прошлого века[8]. Особенное же распространение тезис о том, что этот бог, считающийся классическим воплощением исключительно эллинских качеств, имел негреческое происхождение, получил после выхода работ У. Виламовица[9].
По его мнению:
- Аполлон у Гомера - враждебное грекам божество;
- он еще не имел тех функций, которые приобрел в более поздний период (например, как покровитель Муз);
- он не связан с прорицаниями и Дельфами (за исключением одного более позднего места поэм);
- наконец, он назван Летоидом, что свидетельствует о связи с Ликией, так как только там использовались имена, происходившие от материнского.

Эти положения теории У. Виламовица имели как своих противников, так и многочисленных сторонников и последователей.

Идею о негреческом происхождении Аполлона поддержал М. П. Нильссон[10].
Вслед за Б. Грозным он склонен видеть в одном из хеттских текстов (около 1300 г.) - договоре царя Вилусы (Илиона) Алаксандуса с хеттским Муватталом - указание на отдаленный прототип греческого Аполлона. Среди прочих богов в договоре упоминается Апулунас, имя которого М. П. Нильссон увязывает с вавилонским словом abullu - "ворота". Таким образом, Апулунас представляется божеством вроде греческого Аполлона Агиея (jApovllwn jAguieuvх) - покровителя дорог и улиц.
По мнению М. П. Нильссона, Аполлон принес с собой почитание седьмого дня (вспомним эпитеты Аполлона eJbdomagevthх - "руководитель седьмого дня" и eJbdomagenhvх - "рожденный в седьмой день") именно из Малой Азии, где оно развилось под влиянием Вавилона[11]. Как полагает ученый, материалы, связанные с эллинскими праздниками, также подтверждают негреческое происхождение этого божества[12].

Тезис о малоазийском происхождении Аполлона нашел поддержку среди современных отечественных исследователей[13].
Любопытную параллель между уже упомянутым хеттским текстом и "Илиадой", а также археологическим контекстом Трои VI намечает в своих работах В. Л. Цымбурский[14].
Он полагает, что:
- соседство Апалиуна (]ap-pa-li-u-na-as) c Грозовым Богом Военного Стана и Богом Сторожевых Постов при сравнении появления Аполлона вместе с "грозовым" Аресом-Акамантом (Il., V, 455 sqq.), видимо, говорит о его охранительной роли по отношению к Вилусе (Трое).
- Забота Аполлона о стенах и воротах города заставляет вспомнить, по мнению В. Л. Цымбурского, об обнаруженных перед южными и западными воротами Трои VI столбах в честь божества входа, идентичных позднейшим памятникам культа Уличного Аполлона.
- Возможность усмотреть в Троаде древнейшую для Малой Азии область почитания Аполлона, как отмечает автор, согласуется со смыслом, который схолиаст придает его эпитету Lukhgenhvх (рожденный в Ликии),
- а обращение к Аполлону в молитве Пандара (Il., IV, 101; 119) указывает на связь именно с Троянской Ликией.

Еще в первой четверти XX в. против выводов У. Виламовица-Мёллендорфа выступили О. Керн, Дж. Скотт и другие ученые, которые поддерживали ранее господствовавшее мнение об Аполлоне как исконно греческом божестве (еще К. О. Мюллер считал его дорийским богом)[15]. В последние десятилетия тезис о малоазийском происхождении Аполлона оспаривается особенно активно, прежде всего из-за отсутствия подтверждения этого тезиса лингвистическими данными.

В качестве альтернативы выдвигаются несколько гипотез. Истоки культа Аполлона предлагается искать на севере, а не на востоке. Тезис о северном происхождении Аполлона также имеет достаточно давнюю историографическую традицию. Такой вывод, например, еще в середине XX в. сделал А. Краппе, сопоставивший образа Аполлона с верованиями северных народов[16]. Среди отечественных антиковедов эту теорию разрабатывает Ю. В. Откупщиков, который связывает происхождение культа Аполлона с гипербореями, имеющими, по его мнению, фракийское происхождение[17].

В принципе, отказывается от версии малоазийского происхождения Аполлона В. Буркерт, работы которого являются наиболее существенным вкладом в решение этой проблемы за последние десятилетия[18].
Автор выделяет три составляющие субстрата в культе Аполлона: северо-западный (дорийский), крито-микенский и сиро-хеттский[19]. Указывая на критские элементы, восходящие к минойскому времени, а также на древневосточные истоки культа и связь Аполлона с сиро-хеттским Решефом[20], он справедливо полагает, что важнейшая часть культа Аполлона происходит из Пелопоннеса[21], и обосновывает связь древнейшей дорийской формы имени Аполлона (jApevllwn) с дорийским cловом ajpevlla (собрание) и с наименованием дорийского месяца jApellai“oх. Это дает возможность автору выделить в качестве центрального элемента в культе Аполлона его связь с дорийским собранием воинов. То обстоятельство, что jApellai“oх в то же время является первым месяцем в Дельфах, позволяет включить в этот первоначальный комплекс также введение в гражданский коллектив прошедших инициацию юношей и возможные ежегодные очистительные обряды. Однако, как представляется, не все чрезвычайно многообразные функции Аполлона можно вывести из одной этой основы.

Безусловно, Аполлон исторического времени сочетал в себе черты культов различного происхождения: определенно можно говорить о критском, восточном и дорийском элементах, выделяя при этом последний в качестве важнейшего. В целом же подчеркнем еще раз, что многие аспекты проблемы еще далеки от окончательного решения, особенно вопрос о том, где и когда составные части культа Аполлона слились в единый образ.
________________________________________________
"Дельфийский оракул в системе межгосударственных отношений (VII-V в. до н.э.", СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. - 432 с.,
(Серия "Studia classica"). ISBN 5-93762-009-7, Глава I
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/kul/002.htm

греция, гомер, литература, миф, история, иран, аполлон

Previous post Next post
Up