Aug 04, 2014 17:28
Когда практика сосредоточения только начинается, то основными состояниями, с которыми мы сталкиваемся являются сонливость и возбуждённость ума. Однако через какое-то время оба эти состояния преодолеваются. Тогда проявляется своего рода третье состояние - оно не возбуждённое и не сонливое, но скорее "плавающее": внимание плавно уходит от объекта, потом мы его возвращаем, оно опять уплывает и получается что оно как бы не стоит на объекте, а плавает вокруг него. Штука тут в том, что внимание как бы не может пока закрепиться на объекте и приходится его удерживать.
В это же время появляются сначала краткие, а потом всё более длительные периоды, когда внимание словно бы ложится на объект неподвижно. Как пушинка оседает в неподвижном воздухе. В этот момент сознание становится совершенно прозрачным, как родниковая вода. Это значит, что когда мы смотрим на объект, не возникает никаких помех этому. Эта аналогия с пушинкой не случайна: в этом установлении внимания уже нет усилия. Это скорее успокоение. Это состояние - шаматха.
Уже на этапе, когда шаматха устанавливается лишь время от времени, появляются проблески нового состояния (хотя многим намёки на него знакомы и без практики медитации, хотя бы время от времени): нас охватывает радость и физическое блаженство от этого сосредоточения. Объект сосредоточения как бы открывается в новой глубине. Волосы встают дыбом от этой радости и этого блаженства, всё наше существо как бы воспламеняется (субъективно это ощущается именно так - как своего рода невидимое свечение или воспламенение), и сосредоточение становится игольно-острым. Это - первая дхьяна.
Вот тут, при проявлении первой дхьяны, мы знакомимся и со второй дхьяной: то самое чистое прозрачное нерассеянное внимание уже не нуждается в объекте и поддерживается само собой. Устанавливается чистая, мощная, кристальная, несокрушимая и очень спокойная радость пребывания в этом состоянии. Физическое блаженство теряет актуальность: тело вообще перестаёт восприниматься.
Реализация шаматхи заключается в том, что мы входим в неё в любой момент как только направим на это волю и можем оставаться в ней сколь угодно долго. Реализация первой дхьяны означает то же самое по отношению к первой дхьяне. И так далее.
To be continued...
шаматха и випашьяна,
дхьяны,
психопрактика,
опыт