До Каслей в Советском Союзе мясорубка не выпускалась. Шведский инженер Лаурен был разработчиком, консультантом и фактически руководителем работ по подготовке и освоению производства мясорубок в Каслях.
Решение о выпуске советских мясорубок в Каслях было принято больше потому, что работа каслинских литейщиков была высокого качества, а в эмалировочном цехе завода были свободные производственные площади.
До Каслей Лаурен работал за границей, в том числе в Риге, на заводе шведской фирмы, выпускавшей ежегодно свыше 100.000 штук мясорубок, в основном, для русского рынка. П
роектная производительность цеха мясорубок в Каслях была определена в 100.000 штук в год. Каждая мясорубка состояла из 14 деталей: корпус, подающий червяк, зажимное кольцо, рукоятка, решетка, нож, зажимный винт, винт для закрепления рукоятки, зажимная шайба, шайба подающего червяка, цапфа червяка, деревянная ручка, шпилька.
Подготовка к массовому выпуску мясорубок в Каслях началась в 1928 году. Проектом предусматривалась организация 4-х самостоятельных производственных отделов: отливка деталей, облуживание и механическая обработка, ковка и штамповка деталей, инструментальное производство.
Средняя заработная плата рабочего на заводе в 1926 году была 37,7 рубля в месяц, служащего - 72 рубля. Импортные мясорубки продавали в СССР по 5,5 и 7,5 рубля за штуку. Желая обеспечить полный сбыт продукции, было принято решение о производстве 200.000 каслинских мясорубок в год по цене 3,5 рубля за штуку.
Со временем первую зону эмаль-цеха стали называть мясорубочным цехом, где в специально выделенном помещении был организован инструментальный участок. В примыкающем к нему помещении размещены закалочная и цементировочная с двумя специальными печами. Здесь впервые на заводе стали изготавливать приспособления, режущий и мерительный инструмент для нужд мясорубочного производства. Это отделение возглавлял Иван Иванович Буданцев.
Все строительные и монтажные работы выполняли рабочие ремонтно-строительного цеха. Сметы на строймонтаж составлял техник Владимир Михайлович Голованов.
Швед Лаурен - высокий, плотный блондин. Он сотрудничал с каслинцами, хотя и держал себя подчеркнуто «по-иностранному». По его чертежам готовились литейная оснастка, приспособления к станкам, режущий и мерительный инструмент. Он сам обучал рабочих в литейном цехе, в лудильном отделении и на механическом участке. Если где дело не шло, он снимал пиджак и сам становился на рабочее место, настраивал оборудование и инструмент, показывал, как надо работать.
Лаурен пользовался авторитетом у рабочих завода, хотя многим не нравилась его хвастливость. На каждой, даже мало значимой бумажке, он ставил строгое слово «конфиденциально». Вместе с Лауреном в Каслях был его помощник, изготовлявший по указанию Лаурена различные чертежи и документы. Каслинцы звали помощника «Альф Альфович». Это был человек спокойный и уравновешенный.
Техническим секретарем при шведском специалисте работала каслинская жительница Подойницина. В 1937 году она стала жертвой необоснованной репрессии властей.
Жил Лаурен по сегодняшней ул. Некрасова, где занимал большой дом (особняк) в районе старой бани. В свободное от работы время он отдавал себя природе: бродил по лесу, занимался охотой, для чего держал несколько охотничьих собак. Администрация завода специально для него построила охотничий домик в районе озера Булдым. Особенно дружеские отношения у него были с каслинским охотником Константином Поповым, которому при отъезде домой он подарил охотничий домик.
Однажды в Касли к Лаурену приезжали на несколько дней сотрудники шведского посольства. Вечерами они прогуливались по поселку, рассматривали улицы, знакомились с жизнью каслинцев. В свою очередь, местные жители с большим любопытством наблюдали за дамами в широких шляпах и длинных платьях, за непривычным их поведением.
В 1929 году производство мясорубок пошло полным ходом. За 1929 - 1930 хозяйственный год их было выпущено более 120.000 штук. Качество изделий было на высоком уровне. Покоряла чистота поверхности литых деталей. Сбылись слова Лаурена о том, что по чистоте отливок каслинская мясорубка будет лучшей в мире, так как другие заводы не способны конкурировать с Каслями.
В 130 операциях изготовления мясорубки участвовали по сведениям М.Е. Репина около 130 человек. Зарождение ее происходило в литейном це-хе. Здесь из чугуна формировали и отливали корпуса мясорубки, кольца, ручки, подающий червяк, стальные винты, решетку получали методом штамповки и механической обработки.
Затем детали поступали в барабаны чистильного цеха. Потом они 4-5 дней крутились в специальных барабанах, где «варились» в специальных кислотах.
После этого производилось лужение деталей мясорубки по специальной технологии в 2-х последовательных ваннах. Затем только шла механическая обработка на металлорежущем оборудовании, а потом следовала сборка изделия и контроль мясорубки на работоспособность, в т. ч. их «плавности хода». (На эти тонкости технологии изготовления мясорубки обратил внимание Александр Николаевич Блинов - родной брат Алексея Николаевича Блинова - Г.К)
Мы встречались с рабочими Каслинского машиностроительного завода, имевшими отношение к изготовлению мясорубки. Среди них Жидков Александр Кузьмич, Щипанова Александра, Жидкова Екатерина Васильевна, Ахлюстин Александр Викторович и др.
Вот что они рассказали. В доперестроечные времена КПСС и Советским правительством широко практиковался лозунг и был строгий спрос за его выполнение: «Товары народного потребления - народу!».
С каждого предприятия требовалось на 1 рубль заработной платы выпускать товаров народного потребления не менее, чем на 1 рубль.
Каслинский завод шел с коэффициентом примерно 1:0,70. В то же время выполнение плана по выпуску основной продукции был очень жестким и напряженным. Не выполнять его никак было нельзя…
В бытность Совнархозов было модно ездить на другие предприятия для того, чтобы перенять передовые методы работы…
С одной из модификаций мясорубки (без крепежного винта ручки) директор завода Злоказов В.М. и главный конструктор Ахлюстин Ю.К. ездили на совещание в отраслевое Министерство. После доклада каслинцев министр отметил их успехи по выпуску мясорубки, взял одну из них в руки, приподнял и потряс над головой, сказав при этом: «вот как надо работать!». В этот момент ручка с мясорубки слетела и с шумом упала на пол… Здесь же было принято решение крепежный винт ручки вернуть на свое место. Несколько позднее от этого винта все-таки отказались.
После процесса лужения, чтобы на мясорубке при остывании не оставалось «подтеков» олова, рабочие специальными приспособлениями брали детали из ванн и какое то время размахивали ими перед собой. Олово при этом равномерно распределялось по поверхности мясорубки и быстро застывало. Заходившие в цех другие рабочие обращали внимание на капли олова, оседавшие на стенах от такого «размахивания» деталями мясорубки.
Для изготовления мясорубки использовалось только чистое, пищевое олово с коэффициентом очистки от мышьяка на 0,999. Слой покрытия чугунных деталей мясорубки оловом должен быть в пределах 25-30 микрон. В тех случаях, когда на какой-то детали есть выбоины, углубления - рабочие чеканят их с использованием порошкообразного олова. Виртуозы-чеканщики так тонко и точно выполняют эту работу, что олово «сидит» на детали прочно и долго. Особое внимание всегда уделялось экспортным партиям мясорубок, их чуть ли не «языком каждую вылизывали»…
В советские времена пищевое олово стоило около 110 рублей за один килограмм. Во время «перестройки» цены на олово резко возросли. Закупать пищевое олово по приемлемым для завода ценам стало практически невозможно. Это была одна из не последних причин отказа от выпуска каслинской мясорубки…
Оказывается, чтобы приобрести хорошую мясорубку, кроме качества полуды, надо проверять другие ее «способности». А именно, нет ли на ней «раковин», трещин, надежно ли держится ручка на шнеке, хорошо ли завертывается кольцо на корпусе…
Считается хорошо рубящей мясо та мясорубка, у которой при завернутом кольце обеспечивается плавность хода. И еще одна тонкость - мясорубка не должна возвращать провернутое мясо, оно все должно уходить через решетку.
Это обеспечивают т. н. долы (углубления) в подающей к ножу части мясорубки. Они должны строго соответствовать проектному варианту.
Нож должен быть острым, плотно и равномерно прилегать к решетке. Решетка должна быть хорошо отшлифована…
Во время беседы с Е.В.Жидковой она показала каслинскую мясорубку, выпущенную в 1973 году (ГОСТ 4025 -69). На струбице ее эмблема Каслинского завода - вздыбленный конь с попоной, а ниже передних копыт его несколько зубьев металлической шестерни. Мясорубка в нерабочем состоянии, полуда во многих местах отпала… Хранит ее Екатерина Васильевна как память о тяжелой и беспокойной работе браковщицы в мясорубочном цехе. Одновременно воспоминания эти радостны и приятны, от того, что каслинской мясорубкой пользовались миллионы. На заводе был большой и дружный коллектив. Люди заботились друг о друге. Заботились о рабочих и руководители…
В 1931 году наряду с изготовлением обычной бытовой мясорубки на заводе выпускались крупные мясорубки для столовых и фабрик-кухонь. Со временем мясорубка с маркой «Касли» прославилась не только в своей стране, но и во многих странах мира.
Наряду со славой, процесс производства каслинской мясорубки проходил и через «тернии». Наблюдалось не менее трех кризисов перепроизводства: в 60-е, в конце 70-х и в начале «перестройки» в России. Две первые волны затоваривания были связаны с дефектами планирования на Союзном уровне. Их сравнительно безболезненно удалось преодолеть путем государственных же корректировок плана выпуска продукции.
Совсем другие причины обусловили резкое снижение потребности в каслинской мясорубке в начале 90-х годов. Это привело к полному прекращению ее выпуска. Почему и как это произошло?
Мы не располагаем документальными свидетельствами причин этого и ориентируемся лишь на воспоминания работников Каслинского машиностроительного завода тех лет. Среди них: заместитель директора Николай Михайлович Мурашкин, главный бухгалтер Николай Васильевич Ершов, начальник ПДБ Константин Михайлович Рыжков, заместитель главного инженера Александр Николаевич Блинов, заместитель начальника литейного цеха Юрий Николаевич Барсов и др.
Если говорить о деталях, то каждый из них несколько по-своему оценивает события, связанные с критическими ситуациями в производстве мясорубок. Вряд ли эти оценки по отдельности бесспорны. Но общая тенденция в мнениях все же имеется.
В благоприятные для выполнения плана годы завод выпускал и успешно реализовывал от 200.000 до 1.200.000 мясорубок в год. Около 10% из них шло на экспорт в Чехословакию, на Кубу, в Венгрию, Польшу, Румынию, Корею, Монголию, Англию и др. страны.
К 1990 году наступил третий «кризис» в реализации готовой продукции. Все заводские склады были забиты мясорубкой. К этому времени вступила в свои права российская «перестройка». Нарушены были поставки сырья и оборудования, утеряны рынки сбыта.
Бедных к тому времени в России стало больше, употреблять мясо им стало не по карману. Богатые ринулись приобретать престижные электромясорубки и электрические кухонные комбайны. Благо, что те и другие сплошным потоком хлынули в Россию из других стран. Один из наших состоятельных собеседников приобрел в то время французскую электрическую мясорубку «Шарлотта» с многочисленными красивыми цветными насадками. «Поиграли» в семье с ней немного и вскоре выбросили. Вновь пришлось возвращаться к старой 20-летней давности мясорубке с надписью «Касли» И ничего с ней до сих пор не случилось, работает исправно.
Еще задолго до современной «перестройки» предпринимались неоднократные попытки модернизировать мясорубку, внести какие-то коррективы в ее конструкцию. Цель была одна: снизить ее стоимость, повысить привлекательность изделия. Практически ни одна серьезная доперестроечная модификация старой каслинской мясорубки не прижилась.
На фоне очередной невостребованности мясорубки, вновь были предприняты попытки внесения корректив в старую ее модель.
Вначале это коснулось «мелочей». Ликвидировали винт крепления ручки, вместо одной плоскости решетки рабочими сделали обе, изменили конфигурацию принимающей части корпуса, модернизировали долы корпуса и др.
Позднее пытались освоить выпуск подобие «Шарлотты», а также модель мини-мясорубки, электропривода, разъемную струбцину.
Электромясорубку каслинского производства удалось выпустить всего 55 экземпляров по цене 250 рублей за штуку (пенсия в то время была около 120 рублей в месяц). Всю опытную партию мини-мясорубок отправили в город Озерск, откуда получено было значительное количество рекламаций на то, что нож ее быстро выходит из строя (элементарно ломается). «Шарлотту» с ее большим количеством насадок и разъемную струбицу для массового производства тоже освоить не удалось…
Оставалось святое - модель почти 100-летней давности.
Но здесь руководство завода сделало в отношении выпуска старой модели мясорубки весьма опрометчивый шаг.
Вместо того, чтобы на некоторое время снизить выпуск мясорубки, было принято решение о полном его прекращении.
Все кадровые, производственные и финансовые средства были брошены на модернизацию «демидовского» людям в расчете на то, что улучшенная модель будет иметь спрос.
Этот процесс затянулся на многие годы. В результате утеряны были квалифицированные кадры, оснастка разворована, утеряны связи как с поставщиками, так и с потребителями.
К тому времени достаточно большое количество заводов СССР заимствовало технологию изготовления каслинской мясорубки. Они не стали утруждать себя модернизациями и в большей части начали выпускать модели «один к одному» с каслинскими. Тем более, что в то время не требовалось соблюдение авторских прав. Не нужны были и лицензии. Со временем в СССР насчитывалось 63 завода, выпускающих мясорубки. Среди них заводы в п. Людиновск, Калужской области, Ташкенте, Москве, Ростове-на Дону, Верхней Туре и др.
После прекращения выпуска мясорубок на Каслинском заводе участились случаи получения рекламаций на их качество. По ошибке, а больше, видимо, по инерции, получатели адресовали рекламации по старому адресу - на Каслинский завод, который теперь не имел к ним никакого отношения.
Вопрос о возобновлении производства мясорубки на остатках нашего завода никем сейчас не ставится. Похоже, что слава его новыми партиями готовой продукции подкрепляться не будет.
Практически все участники нашей беседы полагают, что полностью прекращать производство мясорубки в Каслях все же не нужно было. В критические времена надо было выпускать ее в небольших количествах, чтобы сохранить хотя бы какую-то часть специалистов, литейную оснастку, часть оборудования, сохранить связи с поставщиками расходных материалов и с потребителями готовой продукции…
С особой настойчивостью Александр Николаевич Блинов подчеркивает, что невозможно рассматривать производство мясорубки изолированно от общезаводских проблем. К тому времени резко ухудшилось снабжение Каслинского литейного цеха магнитогорским чугуном марки «О-1» по кремнию, что привело к значительному ухудшению качества отделки поверхности корпуса мясорубки. Она стала и «бугристой», и с «изъянами». Цена на олово возросла настолько, что возможность закупа его объема стала минимальной.
Одновременно с этим, «перекосы» перехода на рыночную экономику не позволяли повысить цены на готовую мясорубку. Несмотря на неоднократные обращения ─ вышестоящие инстанции не позволяли этого делать.
А может, нам вновь не хватает той расторопности и заботы, которой обладал швед Лаурен? Может, нужно пригласить в Касли кого-то схожего со шведом. Говорят же и пишут, что иностранные инвестиции в Россию пошли…