Пролетая над Зандбостелем, 29 апреля 2011 г.

May 01, 2011 19:49



   


29 апреля британские войска вошли в Зандюбостель (Нижняя Саксония),  шталаг X B прекратил свое существование (некоторое время на его территории еще существовал лагерь для перемещенных лиц, который позже использовался также для приема беженцев из Восточной Германии). В связи с годовщиной освобождения шталага прошли памятные мероприятия на военном кладбище Зандбостель и на территории лагеря X B. В этом году внимание участников было привлечено к проблеме советских военнопленных, что снова вынесло на поверхность старые и новые противоречия. О том, что происходило в Зандбостеле год назад, рассказал в своем журнале Д.Ломоносов. Репортаж ветерана затронул многих за живое и привел к телодвижению официальных представителей, которые в этом году изволили наверстать упущенное. Но оказалось, что вокруг лагеря давно кипят страсти, не заметные постороннему взгляду.
  

   


Возмущение, вызванное прошлогодним парадом равнодушия к памяти советских военнопленных, наконец-то привели в Зандбостель вельможных посетителей из Посольства России (Берлин) и из Консульства Украины (Гамбург). Впрочем, сами организаторы тоже назначили тему праздника не без подсказки со стороны. Вслед за ними и церковь охотно откликнулась на частную инициативу Дмитрия Борисовича. 2011 год наглядно подтвердил: даже один человек в состоянии развалить глухую стену. Другой вопрос, насколько искренними были намерения вельмож, как быстро закончится запал всех тех, кто говорил красивые слова на священном месте...


   


Погода благоприятствовала, и пресса тоже была. После службы по усопшим появились венки с цветами флагов России, Украины и Сербии. Венок немецкой стороны был не менее солидным, с нейтральными белыми лентами. Без сомнения, каждая сторона еще напишет правильные слова под яркими фотографиями. Однако вряд ли кто отметит, что в этом году уже не было военных почестей, что люди в знакомой до боли униформе так и не появились на "узкотематическом мероприятии". Военные атташе "с бантиками и без бантиков" так и не приехали в Зандбостель почтить память погибших сынов суверенных республик бывшего СССР.

Не смотря на то, что на скамейке почетных гостей сидели ветераны из западных стран, в этом году не было венков от союзников по антигитлеровской коалиции. Нашим западным партнерам и восточноевропейским соседям вполне хватило мероприятий 2010 года. Хотя среди неофициальных гостей раздавалась разная речь, а на скромных автомобилях были замечены номера разных стран. Самым заметным автомобилем оставался, разумеется, мерседес с российскими дипномерами.


   


Уже на кладбище стало ясно: личное и официальное в бывшем шталаге - это несовместимимые вещи. Управленцы всех стран руководствовались "достаточным минимумом" внимания. У одной стороны он по традиции "более продуманный", у второй - по традиции поверхностный. Но в обоих случаях неискренний. В результате на костях выросли однотипные безымянные камни с усредненной символикой.

В ответной речи последнего советского военнопленого из Зандбостеля досталось российской власти за чуткую заботу о ветеранах на фоне расточительных праздников. Представители этой власти должны были бы понять сказанное без переводчика. Поймут ли? Не уверен.


   


Парадная сторона мероприятий под открытым воздухом закончилась с переходом на территорию лагеря. Тут надо заметить, что кладбище военнопленных венесено далеко за территорию шталага. В последние годы земля Нижняя Саксония много сделала для восстановления лагеря и создания экспозиции из сохранившихся документов и находок. Эту работу от имени правительства федеральной земли проводит и координирует специальный фонд "Лагерь Зандбостель", основанный в 2004 году. Большую помощь фонду оказывает молодежь из местной гимназии (кстати, видеопрезентация, показанная гимназистами на прошедшем мероприятии в память советских военнопленных, была весьма содержательной и эмоциональной).

Оказалось, что у фонда есть свои доброжелатели, которые считают, что за деятельностью фонда скрывается чиновнее желание умолчать о многом. Доброжелатели фонда с 1992 года объединены в союз "Документальный и мемориальный центр Зандбостель". Сразу у входа в бывшую лагерную столовую, которая используется для временных экспозиций и для проведения мероприятия фонда, нас ожидали два представителя союза с самодельными плакатами, призывающими восстановить разрушенный памятник на советской части кладбища военнопленных. Тут самое время сделать небольшое отступление. Памятник советским военнопленным был установлен сразу после войны представителями Красной Армии. В 1956 году, в разгар холодной войны, правительство земли Нижняя Саксония приняло решение о сносе памятника, мотивируя свое решение тем, что указанное на памятнике число погибших советских солдат и офицеров - 46 тыс. - завышено. Позднее на этом месте был сооружен безликий мемориал из трех каменных стелл. Авторы монографии "Stalag XB Sandbostel, Temmen 1991" признают, что подсчет числа погибших в лагере X B весьма затруднен, но указанная на памятнике цифра, тем не менее, может быть вполне реальной.

Неожиданное продолжение противостояние получило тем же вечером в гостинице Бремервёрде. К столику подсел сторонник доброжелателей и с сожалением посетовал, что Россия сдает свои позиции в противостоянии, которое не утихает со времен холодной войны. А уничтожение звезд на военных мемориалах, по его словам, - это знаковый символ, ибо солдаты Красной Армии представляли надконфессиональное государство и служили советскому строю, который был главным противником гитлеровской Германии... Похоже, что самые последовательные сторонники исторической и социальной справедливости остались только в Германии.


   


Одна из стен бывшей лагерной столовой была полностью заклеена копиями карточек. Пока представители власти клялись и каялись, я рассматривал карточки. Кого только не объединила это собрание. Был тут и калмык, отправленный в Вульхайде, и украинец, переданный гестапо...

Уверен, что Дмитрий Борисович еще расскажет о своих впечатлениях от третьего посещения лагеря. Я же остался доволен уже тем, что уловил редкую улыбку на его лице. Но относилась она совсем не к тем, кто хотел бы внести расположение ветерана в свои парадные отчеты. Просто время для улыбок так и не настало.
Previous post Next post
Up