Есть в Москве на Мясницкой, 24 дом, построенный по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, в нем в 1920 году заседала комиссия по разработке плана электрификации Советской России, о чем имеется памятная доска. Но то, что написано на доске - мягко говоря, далеко не вся правда, ведь коммунистическая пропаганда наплодила множество исторических мифов.
На самом деле знаменитую фразу про "электрификацию всей страны" придумал вовсе не Ленин, и не кто-то из других большевиков. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО - Днепрогэс, - спроектировали задолго до октябрьского переворота. Большевистская революция и Гражданская война лишь надолго отсрочили электрификацию России. По версии коммунистической пропаганды «гнилое самодержавие» не имело собственной энергетики, и только большевики ее стали развивать. Теперь разберемся, как было на самом деле.
В 1880 году на Литейном мосту в Петербурге появились доселе невиданные электросветильники. Всего через три года после этого в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт - она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма "Сименс и Гальске", на первых порах она играла главную роль в электрификации России.
Датой основания Ленэнерго считается 16 июля 1886 года, когда императором Александром III был утверждён устав «Общества электрического освещения 1886 года» Карла Сименса, объединившее ученых и коммерсантов в деле "электрификации всей страны" (эти якобы "ленинские" слова были уже тогда записаны в Уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы - в первую очередь тот же концерн "Сименс", - а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО - Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.
Хотя в области энергетики Российская империя отставала от самых развитых стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт - Раушская в Москве и Охтинская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось - первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния.
К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 - Обществу электрического освещения. В 1899 году фирмы - участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. Позже городская Дума одобрила план строительства метро. Постепенно один российский город за другим переходил на электрическое освещение. Русские корабли активно оснащались электросиловым оборудованием.
Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды - с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего "ленинского" плана ГОЭЛРО.
Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев - особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО "Рускабель". На его деньги в Москве был построен крупный завод "Динамо", производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика "Светлана" - первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.
Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских - 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом - по 20-25% в год.
В 1912-м году сотрудники «Общества электрического освещения» взялись за создание крупных электростанций, которые могли бы снабжать энергией целые районы. Первой такой станцией стала «Электропередача» мощностью 9 мегаватт в Московской области, вокруг которой сейчас раскинулся городок Электрогорск. Эта станция до сих пор является местом проведения многочисленных экспериментов в области тепловой энергетики. На седьмом Всероссийском электротехническом съезде в 1913-м году инженеры договорились, что самый перспективный способ передачи энергии на большие расстояния - воздушные высоковольтные линии. Кабельный завод в Москве работал уже почти полвека, меди хватало, дерева для постройки опор - тоже. К 1914-му году постройка ЛЭП была завершена и Москва получила своё электричество.
Русские изобретатели еще в 19 веке думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли "водоэнергетической установкой") мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном "Вестингауз" началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах - будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.
В 1913-м году на российских речках насчитывались уже тысячи небольших электростанций. К 1917-му году суммарная мощность гидроэлектростанций России достигала 19 МВт. Самая крупная из них вырабатывала 1350 кВт электричества - эта Гиндукушская ГЭС работает до сих пор.
В турбинном зале Гиндукушской ГЭС
Еще раз напомним, что производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, - на 20-25% в год. Подсчитано, что если бы эти темпы сохранились, при к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области. По производству электроэнергии Россия в 1913 г. занимала 5-е место мире (1,88 млрд кВт*час), уступая США, Германии, Великобритании и Италии. На 1913 г. в империи имелось 9 537 электростанций , отпустивших потребителям примерно 1,876 млрд кВт*час энергии. Из них 1,283 млрд (68,4%) отпущено на «технические нужды и для движения»; 385 млн (20,5%) на освещение всех видов и 205 млн для трамваев.
Ещё более интересно обстоит дело непосредственно с набившим оскомину «планом ГОЭЛРО». По тем же официальным советским данным СССР выработал в 1928 году лишь 5 млрд кВт*час. То есть, по сути, в том году лишь удалось выйти на дореволюционный уровень. Обойти достижения 1916 года Советскому Союзу удалось лишь 13 лет спустя - в 1929 году производство электроэнергии достигло 6,2 млрд кВт*час. Стоит упомянуть и о том, что такие показательные примеры электрификации просторов России, как электрическое освещение городов и трамвайный транспорт, тоже до революции находились на довольно приличном уровне. Первый трамвай на электрическом ходу появился в 1891 году в Киеве, последний - в 1916 году в Архангельске. За 1916 год трамваи Москвы перевезли 395 млн пассажиров, Петрограда - 383 млн, Киева - 108 млн, Одессы -55 млн, Самары - 38 млн, Ростова-на-Дону - 38 млн, Харькова - 35 млн, Екатеринослава - 27 млн. Четверть трамвайных предприятий были казенными (муниципальными), остальные - частные. Электрифицированные железные дороги использовались и для перевозки товарных грузов. Электрические фонари к 1916 году давно уже перестали быть диковинкой, и освещали улицы не только «двух столиц», но и многих других городов империи. Среди них Оренбург, Ярославль, Смоленск, Рига, Уфа, Барнаул, Вятка, Калуга, Красноярск, Омск, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток, и это далеко не весь список.
Придя к власти и победив собственный народ в Гражданской войне, большевики тоже принялись развивать энергетику. В реализации большевистского плана электрификации тоже активно участвовали западные компании: в годы первых пятилеток до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы. Кстати, до революции эта доля была меньше - примерно 50%. Лишь к середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для отрасли.
Западные специалисты получали от Советского правительства высокие зарплаты и трудились на совесть. Шеф-консультант Днепростроя гражданин США полковник Купер за успехи в коммунистическом строительстве был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Не так благополучно, как у западных специалистов, сложились судьбы крупнейших советских энергетиков. Из одного только руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель и Б. И. Угримов.
Источники:
Монография доктора исторических наук Николая Симонова «Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО»
Электрификация в дореволюционной России
https://knowledgeblog.ru/blog/43984486221/Elektrifikatsiya-v-dorevolyutsionnoy-Rossii Коммунизм минус электрификация
http://mgsupgs.livejournal.com/577209.html