Среди лживых исторических мифов, распространяемых современными "красными", есть один особенно близкий и дорогой наследникам большевиков. И за него они всегда бьются до последней капли... не пугайтесь, не крови, а интернет-трафика, конечно. Формулируется примерно так: февральскую революцию организовали либералы, а октябрьскую - большевики. Но на самом деле большевики принимали в февральской революции активнейшее участие, им просто не удалось захватить власть тогда.
Вспомним, что вожди большевистские скрывались от репрессий "кровавого самодержавия" в Лондоне, Женеве и прочих непыльных местах, соответственно не имели возможности возглавить процесс "скакания" на петербургских улицах и площадях. Чтобы разобраться в вопросе, обращаемся к первоисточникам. Много любопытного можно обнаружить в запыленных книгах, которые сегодня практически никто не читает. Берем мемуары так называемого "старого большевика" (чудом уцелевшего в 1937, когда Сталин вырезал всю ленинскую гвардию) В.Е.Васильева "И дух наш молод". Из них очень хорошо видна активная роль большевиков в организации... нет-нет, не Великой Октябрьской, как все подумали, а именно Февральской революции 1917г. Слово автору:
"Поздно вечером к нам в роту пришел путиловец Григорий Самодед. Он принес воззвание Петербургского комитета большевиков, в котором, в частности, говорилось: "Помните, товарищи солдаты, что только братский союз рабочего класса и революционной армии принесет освобождение гибнущему угнетенному народу и положит конец братоубийственной и бессмысленной войне. Долой царскую монархию! Да здравствует братский союз революционной армии с народом!" Мы сразу же пошли во все измайловские казармы поднимать солдат. Самодед вместе с нами пошел в 1-й батальон. Уже с самого утра 25 февраля в казармах начались митинги. Офицеры, среди которых верховодили полковник Верховцев, капитаны Лучинин и Джавров, попытались прервать выступления. Но солдаты отказались подчиниться офицерам и начали действовать вместе с революционными ротами. На митингах солдаты призывали к решительным действиям - вооружению рабочих, разгону и разоружению полиции, городовых... Измайловский и Петроградский полки, покинув казармы, присоединились к рабочим колоннам. Все улицы и переулки на Петергофском шоссе надежно охраняли вооруженные рабочие и наши роты. В тот вечер из рук в руки передавались листовки Петербургского комитета большевиков, призывавших к решительным действиям: "Всех зовите к борьбе. Лучше погибнуть славной смертью, борясь за рабочее дело, чем сложить голову за барыши капитала на фронте или зачахнуть от голода и непосильной работы... Одну из машин мы остановили. Поехали в казарму. Офицеров, оказавших отчаянное сопротивление, мы расстреляли."
Вот те здрасте! А где же тут коварные либералы, которых мы так привыкли ругать за февраль 1917?
Читаем дальше: "1 марта 1917г. произошло событие огромной важности. Объединенное заседание рабочей и солдатской секций Совета при участии большевиков разработало (это была крупная победа нашей партии) приказ номер 1 Петроградского Совета, обязательный для всех частей гарнизона. Я хорошо помню этот приказ, преградивший в послефевральские дни путь реакции, контрреволюционным элементам к оружию. Приказ предписывал войскам подчиняться только Петроградскому Совету и своим полковым комитетам. Оружие отныне должно было находиться в распоряжении солдатских комитетов и не подлежало выдаче офицерам даже по их требованию. Солдатам предоставлялись гражданские права, которыми они могли пользоваться вне службы и строя. Приказ 1 (солдаты отлично понимали, кто был его инициатором) еще выше поднял авторитет большевиков. Зарождающаяся связь крепла. В начале марта при Петербургском комитете партии создается во главе с Н. И. Подвойским, одним из опытнейших организаторов военной и боевой работы, Военная комиссия - ядро будущей 'Военки'. В конце марта состоялось собрание большевиков гарнизона (97 представителей от 48 воинских частей). Оно учредило, вместо Военной комиссии, постоянно действующий аппарат - Военную организацию - с целью 'объединения всех партийных сил гарнизона и мобилизации солдатских масс на борьбу под знаменем большевиков'.
Мама миа... Как же так?! Все фанаты "красных" до сих пор непрерывно орут про зловещую роль печально знаменитого приказа №1, который был якобы принят по инициативе либералов, а тут такое! Инициатива-то, оказывается, принадлежала большевикам. Ситуация в Петрограде была критическая, огромные толпы вооруженных солдат метались по городу, затевая яростные перестрелки с юнкерами и жандармами, убивая офицеров; в Кронштадте произошли массовые убийства офицеров матросской массой. Форменная анархия! В такой обстановке ничего не стоило протащить через новые органы власти любое, даже самое антироссийское постановление, лишь бы успокоить разбушевавшихся в глубоком тылу "защитников Отечества". А мы почему-то до сих пор обвиняем в развале фронта и Русской армии одних либералов. Нет, они виноваты, конечно, ведь и либеральной революции хотели, и свержения самодержавия, а желать мятежа во время войны могут только предатели. Но виноваты совсем не в той степени, какую им приписывают, во всяком случае, не больше, чем большевики, эсеры и прочие "майданные скакуны".
Кстати, военачальники того времени в своих мемуарах отмечают, что активнее всех подрывную работу в войсках Русской армии вели именно большевики:
А.А. Брусилов: "В бытность мною главнокомандующим Юго-3ападным фронтом во время германской войны большевики и ранее, и после февральского переворота сильно агитировали в рядах армии. Во времена Керенского у них было особенно много поползновений проникать в армию... Помнится один случай... Мне докладывал мой начальник штаба генерал Сухомлин следующее: несколько большевиков прибыло в штаб в мое отсутствие. Они заявили ему, что желают проникнуть в армию для пропаганды. Сухомлин, очевидно, растерялся и разрешил им ехать. Я же это, безусловно, не одобрил и велел их вернуть обратно. Приехав в Каменец-Подольск, они явились ко мне, и я заявил им, что ни в коем случае допускать их в армию не могу, так как они желают мира во что бы то ни стало, а Временное правительство требует войны до общего мира заодно со всеми нашими союзниками. И тогда же я выслал их из пределов, мне подвластных".
Антон Иванович Деникин свидетельствует: "Определеннее всех говорил большевизм. В армию, как мы знаем, он пришел с прямым приглашением - отказать в повиновении начальникам и прекратить войну, найдя благодарную почву в стихийном чувстве самосохранения, охватившем солдатскую массу. Делегаты, отправляемые со всех фронтов в Петроградский совет с запросами, просьбами, требованиями, угрозами, слышали там иногда от немногочисленных представителей оборонческого блока упреки и просьбы потерпеть, но находили зато полное сочувствие в большевистской фракции Совета, унося с собой в грязные и холодные окопы убеждение, что мирные переговоры не начнутся, пока вся власть не перейдет к большевистским советам."
Источники:
В.Е.Васильев "И дух наш молод"
http://militera.lib.ru/memo/russian/vasilev_ve/index.html А.И.Деникин "Очерки русской смуты"
http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/index.html А.А.Брусилов "Воспоминания"
http://militera.lib.ru/memo/russian/brusilov/index.html