Первая часть впечатлений от нашей с
olani_kyte майской 11-дневной поездки в Сербию и Черногорию, за время которой мы проехали в общей сложности около 2500 км.
Эта часть отчета касается пока в основном лишь вопросов, связанных с подготовкой поездки и планированием маршрута.
Весь текст разбит на несколько тем, каждая из которых, как нам кажется, может быть кому-то интересна. Особое внимание - специфике автомобильного путешествия.
Update: появились
вторая часть отчета - рассказ о днях, проведенных в Сербии,
а также
третья часть - про Черногорию и обратную дорогу в Белград.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Путеводители по Сербии Путеводители по Черногории Карты и атласы: Сербия Карты и атласы: Черногория Бронирование авиабилетов Бронирование гостиниц Бронирование машины Планирование маршрута Аэропорт Белграда. Таможенный контроль. Деньги Мобильная связь Общение с местным населением На машине по городам Трасса Знаки, ПДД и полиция Храмы и монастыри ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Сначала остановимся подробнее на ключевых моментах, связанных с подготовкой. Подготовка заняла у нас около двух месяцев и заключалась в бронировании гостиниц и апартаментов, бронировании автомобиля, а также покупке доступных в Москве путеводителей и поиске информации в интернете.
Путеводители по Сербии
В Москве мы не смогли найти путеводителей по Сербии. В какой-то момент даже думали, что таковых не существует в природе. Это не так. Вы их сможете купить, уже находясь в Сербии, некоторые даже на русском языке (правда те, что представлены на русском - весьма скверные). Что можно (и, наверное, стоит) купить в Москве:
1. Европа Rough Guide. Толстенный том на русском языке, в котором каждой стране посвящен десяток-другой страниц. Текст, на мой взгляд, идеально информативен, хотя и скуден. Стоит прочитать все, что в нем есть по Сербии, до начала поездки - это даст необходимые первичные сведения о стране. Стоит также сделать копии этих страниц и захватить с собой в поездку - места занимают немного, а информативность, повторюсь, высока. Однако про монастыри информации там практически нет, только про города.
2. Lonely Planet Western Balkans. На английском языке, Сербии посвящено, имхо, недостаточно много места. Маловато информации про монастыри, акцент сделан на крупные города. Но все же здесь гораздо больше сведений, чем в Европа Rough Guide. Тоже стоит купить, как мне кажется.
И теперь - про путеводители, которые будет несложно приобрести, уже прилетев в страну.
3. Serbia in your hands (
www.komshe.com,
www.serbiainyourhands.com) на английском языке (есть на сербском, есть, кажется, и еще на каких-то европейских языках). Лучший путеводитель по Сербии. Информация о работе музеев - наиболее достоверная, есть индексный указатель, разбивка по регионам, масса информации по всем достопримечательностям. Написан хорошо, искать информацию удобно. Как купить в Москве - не знаю, и думаю, что заморачиваться этим не стоит. Как купить в Черногории - тоже не знаю, но, думаю, это возможно где-нибудь в Подгорице или даже Будве.
4. Belgrade in your hands (
www.komshe.com) на английском языке. Имхо лучший из виденных мной путеводителей по Белграду. Также покупается на месте.
5. Serbia A-Z на английском языке или Србиja од А до Ш (куски последней можно скачать осликом), www.admiral-books.co.yu. Помимо неплохого (но все равно крайне убогого) атласа Сербии содержит массу дополнительных сведений (однако путеводителем это все вместе назвать я бы не решился). Рекомендуется к покупке на месте. Кажется, был в аэропорту Белграда.
Резюме: покупайте в Москве то, что есть, или не покупайте ничего, а приходите в Белграде в "Мамут" на углу Кнез Михаилова и Сремска и купите все там (Кнез Михаилова - главная пешеходная улица Белграда, магазин пропустить сложно, он один из самых крупных в Белграде, несколько этажей, работает, кажется, до 10 вечера).
Путеводители по Черногории
В Черногории мы пользовались лишь Lonely Planet Western Balkans, а также русскоязычными "Весь мир" и "Полиглот". Некоторый объем справочной информации предоставляют информационные офисы в национальных парках. Там же обычно бывают и упрощенные карты этих парков. К сожалению, полностью полагаться на русскоязычные путеводители я бы не советовал - мы однажды потеряли из-за этого несколько часов, пытаясь проехать в Жабляк через Плужине дорогой, которая, по словам местных, в мае еще совершенно не проезжая из-за снега. В путеводителе, естественно, это был рекомендованный маршрут, а про опасность снега не было сказано ни слова. Пришлось возвращаться и ехать по-другому - почти 200 километров горных дорог.
Теперь второй ключевой момент, без которого начинать путешествие обычно бывает очень некомфортно: карты.
Карты и атласы: Сербия
Скажу сразу: с картами-атласами в Сербии полная труба. Я такого не ожидал. С учетом того, что iGO в КПК представлял Белград в виде точки, а про существование Нови Пазара и не подозревал, дополнительные 10 евро в день на GPS в машину уже через день не казались нам каким-то сумасбродством. Уж что там в этом GPS - не скажу, ибо мы пожилились 110 евро лишние платить. Но ведь предлагают же...
Если вы собираетесь из аэропорта Белграда ехать на машине, прямо в аэропорту необходимо постараться приобрести Beograd bez taini (
www.admiral-books.co.yu) - лучший атлас Белграда, даже по московским меркам вполне сносный, хотя автомобильной информации в нем совсем немного.
Если вы будете жить в Белграде, карта/атлас Сербии вам в аэропорту не понадобится - по указателям доедете до города, а дальше пользуйтесь атласом Белграда.
Atlas Beograd sa okolinom (
www.magicmap.co.yu) - крайне дурацкий, формат больше А4, малоинформативный, продается на любой заправке. Лучше найдите Beograd bez taini - по крайней мере, пешком-то с ним ходить точно будет удобнее, чем с этим монстром.
Serbia A-Z или Србиja од А до Ш (уже упоминался выше; масштаб в 1 см 3,9 км) - возможно, стоит приобрести. Однако лучшим атласом по Сербии я его назвать не могу, ибо многие монастыри на нем никак не подписаны (например, Милешева - пожалуй, наиболее запомнившееся мне место в Сербии).
Auto Atlas Srbije i Crne Gore sa planovima gradova (маленькая книжка на пружинке, масштаб в 1 см 5,7 км) - в качестве дополнения к Serbia A-Z. Милешева на ней подписан, но многие населенные пункты не указаны (масштаб не позволяет). Это создает определенные неудобства по дороге - ты проезжаешь населенный пункт, но его название не дает тебе возможности "привязаться" к карте.
Monasteries of Serbia - карта. Стоит купить, она помогает планировать маршрут.
Putevima Srbije i Crne Gore - тоже помогает планировать маршрут, однако сербский язык и ограниченность предлагаемых маршрутов снижают ее ценность. Неплохая вещь, но советовать обязательно ее купить я не стану.
В туристических информационных центрах выдают бесплатный туристический план Белграда, однако он малоинформативен, хотя для пешего туризма, возможно, его будет достаточно.
Ничего подобного нашим двухкилометровкам и километровкам мы в Сербии не смогли найти. Вероятно, сказывается недавнее военное прошлое страны. :(
По Нишу мы видели две карты: одну, от Magic Map, можно купить на заправках, другую, местного издательства, видел только в туристических кассах достопримечательностей самого Ниша. Карта от Magic Map - хреновая, но содержит новые названия улиц. Местная - более детальная, но тоже не без недостатков (например, еще советские названия некоторых улиц). Короче, имхо лучше обе иметь.
Карты и атласы: Черногория
Картография Черногории развита не в пример лучше сербской. Мы пользовались двухкилометровой картой страны, 250-м картой Дурмитора и каньона Тары, а также некоей картой Черногорского побережья неизвестного масштаба, но снабженной горизонталями и отметками высот. Кроме того, неплохую службу в ориентировании по побережью Скадарского езера сослужила нам карта, бесплатно выдаваемая при посещении музея одноименного национального парка.
Бронирование авиабилетов
Тут больше не советов, а просто нашего опыта. Билеты на самолет мы бронировали через сайт JAT, выкупали их в офисе на М. Октябрьская. Сейчас вроде проще - они продают e-ticket'ы. Билеты туда-обратно на двоих стоили нам 16500р (покупали за 2 месяца, в марте 2008 г).
Овербукингом JAT, как выяснилось, не чурается. Наш вылет в Москву совпал с окончанием Евровидения, и когда мы прискакали, наконец-таки, к стойке регистрации, нам сообщили, что на наши места кого-то уже посадили. В итоге мы были отправлены бизнес-классом, с неплохим обедом и без лимита на вес багажа. Сзади в экономе, прямо за нашими спинами, жались Юдашкин с женой.
Бронирование гостиниц
Все жилье, кроме апартаментов в Нови Саде, мы бронировали через замечательный сайт www.visitserbia.org. Там можно выбрать отели и апартаменты в разных областях Сербии в зависимости от ваших предпочтений и бюджета. Бронировали гостиницы в Белграде и Нише мы за 2 месяца до поездки. С этим бронированием никаких сложностей на месте не возникло, даже с учетом того, что в гостиницы мы приезжали поздно вечером. Естественно, о позднем времени прибытия мы всегда предупреждали звонками.
Проблемы возникли только с апартаментами, забронированными тоже сильно заранее - мы снова пали жертвами овербукинга. Адрес сайта этой конторы:
www.prenociste-novisad.com. Лучше обходите этот сайт стороной! Там в результате того, что нам жилье нужно было на 1 сутки, нашу бронь отменили в пользу тех людей, кому бронь была нужна на более продолжительное время. Так что имейте в виду, бронируя апартаменты на короткий срок и через мелкие агентства - подобные вещи возможны. Хорошо, что мы позвонили им в тот день днем - а то доехали бы до Нови Сада и метались в поисках гостиницы...
С апартаментами в Черногории проблем не было, так как мы заранее перечислили 30% предоплаты. Адрес сайта мини-отеля -
www.hoteladrovic.cg.yu. Несмотря на то, что в отеле во время нашего пребывания вовсю шли ремонтные работы в части помещений, нам это совсем не мешало - шумоизоляция отличная. Отель понравился, если еще поедем в Черногорию, думаю, будем там же останавливаться...
По поводу цен - в Черногории не в летние месяцы можно найти в любом городе на побережье приличные апартаменты за 30-35 евро; если не на побережье, то еще дешевле, в районе 20-25 евро в сутки.
Летом жилье будет стоить гораздо дороже и народу будет гораздо больше.
В Сербии более-менее приличный отель или апартаменты будут стоить в сутки в районе 35-60 евро, если, конечно, вас не угораздит явиться в страну во время проведения какого-нибудь фестиваля вроде Евровидения.
За меньшую сумму можно будет поселиться только в хостелах.
По дороге в Черногорию, возле каждого крупного города, нам встречались всякого рода мотели. Некоторые похожи на наши мотели для дальнобойщиков, а некоторые - очень даже ничего. Из-за того, что нас кинули в Нови Саде господа из www.prenociste-novisad.com, мы решили остановиться в мотеле под Чачаком. Это выглядело так: звоним в Нови Сад, нам говорят, что мест у них, оказывается, теперь нет, мы тем временем проезжаем еще несколько сотен метров и видим указатель на мотель. За 35 евро в номере большая кровать, телевизор, холодильник и балкон. Чисто, уютно, свежий воздух... В итоге ехать в Нови Сад, с учетом близившейся ночи, мы раздумали.
Бронирование машины
Я параноик и люблю ездить со страховкой без франшизы. Из великого множества прокатных контор, обосновавшихся в аэропорту Белграда, был выбран Budget, ибо Super СDW у него оказалась самой дешевой. Да и машина полностью подходила под наши задачи - Дачия Логан (московский Рено Логан, по сути, та же Дачия: производится в Румынии, а у нас только собирается). Кондиционер, 500-литровый багажник, умеренная стоимость (за 11 дней - 33000 динаров, что составляет 405 евро). Думаю, машина прекрасно подошла бы и четырем путешественникам - сзади места очень много. Из недостатков: нерегулируемая рулевая колонка (мне с моими 193 см и длинными ногами было непросто устроиться, спасла возможность приподнять сиденье вверх), умеренная, но не пугающая валкость (одноклассник Фиат Албеа в этом отношении хуже), незаводной и громкий 1,6 л двигатель, сверчки в салоне, скользкий и тяжелый руль. Достоинства: багажник (перевешивает все), кондиционер, неплохая динамика, расход 6,8...8,3 л, совершенно непробиваемая подвеска, мягкое способствующее привыканию сцепление.
Кстати, за счет бОльших колес и неуловимых различий во внешнем облике Дачия не кажется внешне таким уродцем, как наш Рено.
Еще один нюанс, связанный с арендой машины - наличие кредитки и кругленькой суммы на ней. Когда вы берете машину, на карточке блокируется залог, существенно превышающий стоимость проката. Даже не смотря на Super CDW, залог в 50000 динаров (примерно 22300 рублей) у меня заблокировали. Когда ты возвращаешь машину, залог разблокируется, но происходит это не сразу. И тут - внимание! Собственно аренду машины вы оплачиваете при возврате, и если при этом на вашей карточке не найдется нужной суммы (а разблокировка залога уж точно не успеет произойти) - могут и проблемы случиться. Так что об этом надо помнить, планируя бюджет.
Планирование маршрута
Основные достопримечательности в Сербии находятся либо в трех основных городах - Белград, Ниш, Нови Сад, - либо требуют специальной поездки. И если, скажем, для того, чтобы осмотреть Ниш, может хватить и одного дня, то на Белград следует отвести существенно большее время. Конечно, мы очень мало куда успели. Двух дней на Белград и пяти дней в целом на всю страну - очень мало, поэтому мы не считаем возможным давать советы вроде "посетите то и не посещайте это". Чуть позже мы просто выложим немного фотографий и поделимся своими впечатлениями.
Так что планируйте свой маршрут сами - это совсем несложно, ибо какой маршрут вы не выберете - увидите множество интересных мест! :)
Вкратце опишем наш изначальный план действий: прилетаем 15 мая вечером, размещаемся в белградской гостинице, 16 и 17 мая посвящаем Белграду, 17 вечером выдвигаемся в Ниш (200 км автострады), 18 проводим в Нише, 19 утром уезжаем в Черногорию через Нови Пазар, про пути посмотрев монастыри Жича, Студеница и Сопочаны, последующие 4 дня (20, 21, 22, 23) спонтанно проводим в Черногории, 24 утром едем через монастырь Милешева и Врдник (Фрушка Гора) в Нови Сад, там ночуем и с утра 25 - в аэропорт, домой. Выглядело заманчиво, однако жизнь, как всегда, внесла свои коррективы - по пути в Черногорию мы не успели засветло в Сопочаны (утром слишком долго собирались, потом много времени провели в Жиче и Студенице), а по пути из Черногории в Нови Сад назад нам пришлось отменить ночевку в Нови Саде и, соответственно, мы не смогли попасть на Фрушку Гору.
Для тех, кто хочет, как и мы, в одну поездку совместить посещение сразу двух стран, хочу напомнить, что дорога Сербия-Черногория - по большей части горная, и несмотря на небольшой по российским меркам километраж, меньше 10-11 часов занять никак не может, особенно если хоть сколько-то стараться соблюдать ПДД. А ведь по пути столько всего интересного! В общем, выезжайте рано утром и не рассчитывайте добраться засветло. :)
Я же на будущее решил для себя, что надо делать ночевку на середине пути, и лучше, наверное, на черногорской стороне - где-нибудь в районе Плевли (если ехать из Белграда) или Биело Поля (если ехать и из Белграда, и из Ниша). С помощью этой ночевки можно решить и проблему довольно долгой и тяжелой поездки с побережья в черногорские горы - в национальные парки Дурмитор (каньон Тара, Жабляк) или Београдска гора. От Будвы в Жабляк ехать не меньше 5 часов в один конец, что сильно выматывает и предполагает почти обязательную ночевку. Раз ночевки не избежать - почему бы не совместить переезд между странами с ночевкой и посещением разнообразных местных достопримечательностей?
Можно сделать и две ночевки - одну, скажем, в районе Овчара, а вторую уже в Черногории. Это превратит переезд в настоящее интересное путешествие.
В планировании маршрутов, как всегда, очень помогает
www.viamichelin.com, однако надо крайне аккуратно относиться к рассчитываемому им времени пути. Умножайте его где-то на 1,3.
Была у нас такая мысль: сдать машину в Сербии, перелететь в Черногорию и там взять напрокат черногорскую. Однако получилось слишком дорого.
Была и другая мысль: переехать на машине в Черногорию, покататься, перед возвращением сдать ее в Подгорице и возвращаться в Белград самолетом. Но не все конторы, даже имеющие офисы в аэропортах и Белграда, и Подгорицы, предоставляют такой сервис, а те, что предоставляют, требуют за это сотню-другую евро. В общем, отказались и от этой идеи.
По горам лучше кататься днем. Не то чтобы ночью особенно опасно - просто не видно всей этой красоты, плюс велик риск попасть в туман, что довольно неприятно.
Во время нашей поездки, по дороге Подгорица - Биело Поле шел ремонт, на нескольких участках была организована реверсивка со светофорами. Наверное, к высокому сезону ремонт должен закончиться.
К оглавлению... НАЧАЛО ПОЕЗДКИ. ЕЩЕ НЕМНОГО ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Здесь некоторые общие вопросы, с которыми сталкивается путешественник уже по прибытии в страну.
Аэропорт Белграда. Таможенный контроль. Деньги
Таможенник в окошке с надписью "для граждан стран-членов ЕС" поманил меня пальчиком, и я удивленно подал ему свой паспорт. Он посмотрел на паспорт, шлепнул печать и - вот она, Сербия! Никаких баз данных не смотрелось, никуда мои данные не вбивались. 20 секунд.
В сравнении с московскими, аэропорт Никола Тесла (Сурчин) чист и спокоен. Если есть время - рядом с ним, с левой стороны, если стоять спиной к выходу, находится музей авиации. Мы в него, к сожалению, не успели. Вроде как там есть и кусочки "Стелс", сбитого во время войны с НАТО.
В дьюти-фри аэропорта Белграда почему-то не принимают наличные евро. Стоит это учитывать.
Часть путеводителей и атласов можно попытаться купить в аэропорту. Деньги с банкомата тоже можно снять там. Текущий курс стоит уточнить в Москве, например на
www.serbia-money.ru.
Вообще, банкоматы встречаются часто, карточки принимаются повсюду, так что много наличных можно с собой и не таскать. Была у меня проблема на одной заправке: уже после того, как залился бензином, подошел к прилавку, протянул карточку, а мне в ответ: "Только Mastercard!" Когда я вывалил перед ними содержимое кошелька, они предложили все же попробовать: может, и Visa сработает? О чудо - сработала! Действительно чудо, ибо дело было перед самым вылетом в Москву, за 40 минут до окончания регистрации на рейс...
Таможенные пункты на границе Сербии и Черногории для россиян прозрачны так же, как и для сербов с черногорцами. На наиболее оживленном - который на E763 - нам на обеих сторонах не хотели ставить штамп о пересечении границы. Но мы все-таки попросили поставить, потому что при въезде в Черногорию под Нови Пазаром штампы нам поставили, и захотелось как-то зафиксировать свое повторное прибытие в Сербию.
Мобильная связь
Прямо в аэропорту были приобретены сим-карточки Mobilna telefonija Srbije (сокращенно mt:s) - карточек других операторов не нашлось. На местные звонки и СМСки родным мы за 11 дней потратили 1100 динаров (около 500 рублей), включая роуминг в Черногории. Кажется, более экономичный способ пользования мобильной связью в чужой стране придумать сложно...
Общение с местным населением
Местное население в подавляющем большинстве настроено к "руси" крайне дружественно. Осознав это, мы неоднократно пользовались расположением сербов - спрашивали дорогу, просили порекомендовать ресторан и т.д. Наши языки очень родственные, и многие простейшие фразы звучат похоже. Однако иногда так можно попасть впросак: например, в первый же день в Белграде мы столкнулись с известной мне по Болгарии проблеме родственности славянских языков. Замаявшись найти свободное место на парковке, мы обратились за советом к парковщику. То объяснил: «Поедешь дясно, дясно, дясно, изыдешь (показывает где), лево и право.» Дело в том, что у них, как и у болгар, право - это прямо. Понимание этого лингвистического факта пришло только после того, как добрый человек нарисовал обстоятельную схему на бумаге, до этого четвертый поворот "право" (что "дясно" это "направо" - нам было понятно) представлялся как завершение бега по кругу.
Для того, чтобы в нас признали русских, мы использовали стандартную формулу: на сербский ответ хлопали глазами, говорили "не разумию" и просили: "русский, английский". Можно и не сообщать, что вы из России - просто переброситься парой фраз с попутчиком, но так вас могут принять за болгар или каких-нибудь других славян, а болгар сербам есть за что не любить...
Будучи в южных прибрежных районах Черногории, про то, что мы русские, старались не заикаться. На такое поведение нас настраивали торчащие тут и там шпили минаретов, дорожные указатели, продублированные по-албански, ну и собственно восточный вид местных жителей. Там мы обращались к местным по-английски и получали весьма адекватный ответ.
На машине по городам
Белград не слишком дружелюбен для автомобилиста, не собирающегося пересекать город транзитом: все указатели на крупных магистралях города указывают пути до самых разнообразных населенных пунктов - только не на улицы самого города. Таким образом, чтобы узнать, где ты находишься, надо сначала съехать во дворы и прочитать название улицы и номер дома. Тогда можно сориентироваться. Еще раз советую: прилетев в Белград, прямо в аэропорте приобретите атлас города - может, он там и дороже стоит, но времени сэкономит массу.
Пробки в Белграде гораздо более цивилизованные, без нашего надрыва и хамства, но они вполне себе есть, и немалые. Парковки же в Белграде - обычная европейская проблема. Центр города поделен на 3 зоны: зеленую - можно оставаться 3 часа, желтую - парковка до 2 часов, и красная - парковка до часа. И все. И места на них не найти! А надо, как правило, на целый день…
Выручают "гаражи". На картах они обозначены либо прямоугольником с буквой "G" вместо "P", либо просто "P" покрупнее.
"Гараж" - это именно то, что нужно автотуристу в Белграде. Один из наиболее удобных - на улице Крали Натальи - представляет собой обычный многоэтажный паркинг. Цена весьма демократична - около 20 рублей в час в ценах 2008 года. В итоге примерно за 10 часов мы «настояли» на 165 рублей. В Москве в центре за такие деньги машину можно поставить разве что на час, если повезет…
Помимо "гаражей", около зоопарка рядом с Калемегданом есть крупная наземная парковка, однако место на ней найти бывает сложно.
Отыскать место для парковки в Нише нам показалось гораздо проще, чем в Белграде. Если вы решите остановиться в "Амбассадоре", парковка в самом центре города будет для вас не только бесплатной, но и без описанных выше зональных ограничений.
В Черногории в крупных городах проблема парковки, как нам показалось, стоит не менее остро, чем в Белграде. Ищите указатели на стоянки.
Трасса
Дороги вне крупных городов в Сербии... несколько обескураживают. Они просто отличные! Колдобин практически нет, асфальт везде довольно свежий. Откуда только они деньги на это берут?.. А ведь мы ездили по самым разным сербским дорогам, вплоть до самых незначительных, еле обозначенных на картах! В Черногории качество дорог намного хуже, причем методика ремонта местных дорожников пронзительно напоминает нашу: в какой-то момент на дороге внезапно возникают хаотично расположенные прямоугольнички снятого асфальта, объехать которые - задача совершенно непосильная. Обязательно в какой-нибудь да влетишь. Нас спасала лишь непробиваемость подвески Логана.
Ну и чуть-чуть про навыки езды на горных дорогах: на спусках тормозите двигателем - никакой нейтрали! - не поддавайтесь на провокации местных и обгоняйте только там, где разрешено, ибо все запреты тут, как и в России, написаны кровью, о чем свидетельствуют многочисленные памятники вдоль дорог.
Знаки, ПДД и полиция
Теперь еще о сербских дорогах, полицейских, знаках и дорожных указателях. Ограничения скорости в Сербии таковы: 120 на автостраде, 80 на прочих дорогах, в населенных пунктах 40, если не указано иное. Самое сложное лично для меня было зафиксировать окончание населенного пункта. Видимо, сербы ориентируются по знаку начала населенного пункта противоположной стороны дороги, но дело в том, что и те бывают, мягко говоря, не всегда!.. В общем, лучше ориентироваться по прочим участникам движения, стараться не работать «паровозиком» и следить за фарами встречных машин - о наличии полицейской засады они информируют исправно. И ограничения скорости, и разметка всегда очень уместны. Сербы, однако, не чураются нарушать и то, и другое. Единственное табуированное правило - пропустить пешехода. Здесь есть нюанс, связанный со светофором. Если основная секция красная, а горит стрелка направо - ехать направо можно, но только пропустив пешеходов (им в это время зеленый). Если в основной секции зеленый, а стрелка не горит - ехать можно и прямо, и направо. Необычно, но удобно.
Первая встреча с сербской полицией (ехал в городе 58 км/ч) закончилась обсуждениями наших впечатлений от страны, дружескими хлопками по плечу и чуть ли не объятиями. Возможно, дело в том, что встреча эта произошла в Нови Пазаре, рядом с Косово и Метохией…
Вторая встреча была гораздо менее веселой: я не успел завершить обгон до окончания прерывистой линии. Там это, оказывается, стоит 40 евро. Скудность наличности и демонстрация билетов на самолет, который на следующее утро должен унести нас в Москву, снизили ставку примерно вдвое. Короче, все как у нас...
Итак, помните: завершить обгон надо до того самого места, где высится знак "обгон запрещен". Не успели - нарушили ПДД.
В Черногории за 10 евро меня обучили еще одному местному правилу: нельзя пользоваться передними штатными противотуманками. Ночью. Когда нет тумана. Можно ли в туман - не знаю, но не уверен. :)
Средняя скорость движения по горным дорогам - 25...30 км/ч. На равнинной местности побыстрее, однако обилие населенных пунктов и ограничительных знаков делают 80 км/ч недостижимой мечтой. Пользуйтесь "паровозиком" из местной машины, а лучше сразу из нескольких. И не обгоняйте через сплошную. ;)
Все монастыри и прочие достопримечательности, как принято в Европе, снабжены коричневыми указателями, причем на указателях обозначен также век постройки.
Следует иметь в виду, что чаще всего указатели расположены сильно заранее, метров за 200, что для нас непривычно рано.
Храмы и монастыри
Православные храмы и монастыри Сербии и Черногории мало чем отличаются от российских. Одно из отличий - чуть большая демократичность. Женщинам допускается заходить в монастыри без платков и в джинсах, хотя, в общем-то, и в России за джинсы вас не выгонят - скорее дадут платок и юбку, чтобы вы одели ее поверх вашей одежды. Естественно, голые плечи, шорты и т.п. - как и у нас, не приветствуются.
В храмах нет возможности ставить свечи, для этого существуют отдельные часовенки. Как правило, в них есть специальные таблички - где ставить свечи о здравии, а где - об упокоении. Если табличек нет - стоят подсвечники, похожие на наши, и свечи, предназначенные на молитву о здравии, ставятся на эти подсвечники.
Обычно же для установки свечей предназначены специальные широкие емкости с мелкой галькой под слоем воды.
Пожертвования, и это нас шокировало, но для сербов, видимо, в порядке вещей, чаще всего просто кладутся прямо на иконы или рядом с ними. Мы, конечно, старались искать в каждом храме специальную урну для пожертвований - как принято у нас, но такие урны есть далеко не везде.
Записки пишутся редко, если вы хотите написать записку - придется просить служителя, причем если он не знает русского - объяснить свое желание будет непросто. Лучше всего написать записку заранее и показать служителю - тогда он наверняка догадается, чего вы хотите.
К оглавлению... Ко второй части отчета... К третьей части отчета... Впервые опубликовано в
yugo_ruКросспост в
ru_trassa_e95