(no subject)

Nov 19, 2012 19:59

Про книги

Вот тут Акунин в топе ЖЖ сокрушается, что бумажную книгу "надо спасать".

Я, старый издательский работник, до последнего была фанатом бумажных книг, осознавая всю абсурдность этого в наш электронный век. А потом все-таки приобрела себе электронный ридер. Я не буду тут распинаться о его чисто "технических" преимуществах, просто объясню, почему я считаю, что бумажной книге действительно конец.
Если вспомнить историю книжного дела, которую изучают все студенты МГУПа, то книга как таковая эволюционировала в сторону бОльшей доступности для читателя. Гутенберг фактически убил целое искусство ручного переписывания книг; возможность выпускать книги тиражами и использование бумаги вместо дорогого пергамента удешевили книгу и сделали ее гораздо более доступной, чем во времена ручного переписывания. Спрашивается: кто от этого проиграл? Культура и цивилизация как таковые только выиграли, неудобно себя почувствовали разве что переписчики-монахи. Сейчас происходит примерно то же самое: уже бумажная книга, в свою очередь, становится слишком дорогой и недоступной.



Кстати, о стоимости книги. Опять-таки, мне в свое время довелось воочию увидеть весь ее путь - от рукописи (да-да, бывала и рукопись в прямом смысле слова) до довольного читателя, и, соответственно, весь процесс ценообразования. В котором авторский гонорар является далеко не самой большой, а зачастую и вообще пренебрежимой статьей. Покупая книгу в книжном магазине, читатель оплачивает:
- Авторский гонорар
- Труд редактора, корректора, иллюстратора (или хотя бы дизайнера обложки), верстальщика, технического редактора и еще кучи людей, обслуживающих редкационно-издательский процесс, но не имеющих непосредственного отношения к книге. Да-да, и работу уборщицы, протирающей директорский стол, и директора, сидящего за этим столом, и покупку этого самого стола, и амортизацию в процессе его использования, а также аренду издательских помещений и т.д.
- Расходные материалы (бумага, переплет, клей, типографская краска, и пр. и пр.), работу полиграфистов, амортизацию оборудования типографии, логистику туда-сюда-обратно, зарплату директора типографии... и т.п.
- Хранение готового тиража на складе издательства, потом - на складе магазина, зарплату всевозможных книжных мерчендайзеров, продавцов-консультантов, аренду помещения книжного магазина, его (прости Господи) коммунальные услуги; зарплату директора книготорговой организации, работу уборщицы... смотрите выше и поинтересуйтесь количеством персонала в книготорговых организациях.

Внимание, вопрос: какое количество из вышеупомянутых людей действительно имеет отношение к тому, что вы получите удовольствие от чтения книги? Упрощенно - автор, редактор, корректор, художник, полиграфист. Тем не менее та же наценка магазина на экземпляр книги может составлять 100 и более процентов. Вопрос: а не треснет ли что-нибудь у людей, которые никакого непосредственного отношения к созданию книги не имеют и являются, по сути, просто передаточным звеном между издаталем и читателем? По-моему, должно треснуть, если их наценка превышает долю самого автора в стоимости экземпляра его произведения, а доход от продажи его книг - авторский гонорар.

Но это так, ремарка. В принципе, можно обосновать и необходимость уборщиц, всевозможных "маркетологов" и "менеджеров по чесанию яиц" в издательствах, а также прочих товарищей, зарплата которых тоже заложена в стоимость книги. Можно обосновать и необходимость оффлайновых и онлайновых книжных магазинов. Но только если принять как аксиому, что у книги не может быть иного пути от автора к читателю, кроме как через издательство и книжную торговлю. Со времен Гутенберга и до совсем недавнего времени так оно и было: не существовало никакой альтернативы ни для автора, ни для читателя. Книга должна была быть издана издателем (простите за тавтологию) и продана книжным магазином, иным способом она к читателю попасть просто не могла (не будем принимать во внимание "самиздат" в единичных экземплярах, набранный дома на пишущей машинке).

Юмор ситуации в том, что положение дел давно уже изменилось, а издатели и книготорговцы по-прежнему пребывают в плену приятных иллюзий о своей исключительной роли в передаче авторских мыслей читателям. И жутко негодуют, когда выясняется, что прогресс не стоит на месте и грозит в конце концов отвести им незавидную роль монахов-переписчиков, у которых типографский станок выбил стилос из рук. Начинается "защита авторских прав", на практике представляющая собой защиту прав издателя путем заключения вполне кабальных соглашений об "эксклюзивном праве издательства X на публикацию произведений автора N" с последующими абсурдными с точки зрения логики, но допустимыми с точки зрения закона претензиями к автору, если он посмеет самостоятельно распоряжаться своей (!!) интеллектуальной собственностью. Начинаются не менее абсурдные попытки сделать бумажную книгу "привлекательнее" для читателя, что влечет за собой только рост издержек (например, на рекламу) и, следовательно, цен на книги. Борьба с "пиратством" под лозунгом "защитим автора" тоже куда выгоднее издателям и торговцам, чем самим авторам.

И всё это - дорога в никуда. Это попытка ручного переписчика запретить или разрушить печатный станок и рассыпать литеры. Бумажная книга может выжить только как некий сувенир, объект коллекционирования и элемент ретро - как грампластинка, фотоаппарат "Смена" или ручная кофемолка. У издательств и книготорговцев есть шансы откочевать в прошлое вместе с ней, если их принципы и политика не изменятся. Книгу можно и нужно продавать; автор должен получать вознаграждение за свой труд; программы проверки орфографии все-таки еще долго не заменят корректоров, а фактология и стилистика пока еще могут быть отредактированы только живым человеком. А вот что касается бумаги, логистики, полок в книжных магазинах, помпезных (или не очень) офисов, продавцов- консультантов и остальных нахлебников - сейчас это уже очень большой вопрос, имеет ли их существование какой-то смысл кроме создания неприлично высокой прибавочной стоимости.
Previous post Next post
Up