Утром 23 августа мы проснулись в кемпинге в Кале (Франция). Пора было пускаться в обратный путь. На обратную дорогу у нас было отведено целых 7 дней, хотя из Питера до Парижа мы доехали за 6 дней, а если бы не останавливались, то вполне реально было бы за 4. Причина была в том, что наш сосед, который часто ездит во Францию на машине, сказал, что у дороги по югу Балтийского моря есть один существенный минус по сравнению с путём через Скандинавию - Польша. В чём именно выражается нехорошесть Польши, он не уточнил. Я задавал на эту тему вопросы в разных сообществах, и по ответам понял, что ничего страшного в Польше нет. По крайней мере, криминогенная обстановка там не хуже, чем в России :) Наш обратный путь показал, что правы все: с одной стороны, Польша - довольно красивая, интересная и вполне безопасная страна. С другой - действительно, быстрее, чем за 7 дней этим путём не добраться с нашими темпами езды. Я совсем не жалею, что мы поехали этим путём, но в следующий раз во Францию на машине мы поедем всё-таки через Финляндию-Швецию :)
А первым городом на нашем пути, где мы сделали остановку, был бельгийский город Брюгге.
Под катом много текста и фотографий, так как я попытался в один отчёт впихнуть все 7 дней обратной дороги :)
Об этом городе я слышал много хороших отзывов, которые однозначно рекомендовали его посетить. И действительно, Брюгге произвёл на меня очень хорошее впечатление. Небольшой тихий городок (уже хорошо), со множеством каналов и древней архитектурой. Из этого города мы отправили письмо сами себе в Питер :)
За остаток дня мы пересекли Голландию и оказались в Германии. По дороге мы обогнали фуру с живыми свиньями :)
Ночёвка предполагалась в Германии. Когда я составлял маршрут, меня несколько озадачило большое скопление городов в этой части Германии, называемой "Рейнско-Вестфальским промышленным районом". Но кемпинги там были, а отклоняться сильно от кратчайшего маршрута не хотелось. Поэтому, скрепя сердце, я решился на ночёвку в этом районе. А зря! Из всех ночёвок в этой поездке эта оказалась худшей...
Мы приехали в кемпинг, как ни в чём не бывало поставили машину на парковку. Пошли узнавать насчёт свободным мест. Время было уже, по немецким меркам, позднее, часов 11 вечера. На ресепшене никого не было и он был закрыт. Тогда мы решили, как в других кемпингах, просто поставить палатку, а расплатиться утром. Но не тут-то было! Когда мы зашли за шлагбаум, из ближайшего домика вышли мужчина с женщиной, и стали нам что-то говорить на немецком. Других языков они, конечно же, не знали. Сначала мы пытались им объяснить, что хотели бы остановиться у них переночевать и хотим всего лишь место под палатку. Но они начали энергично нам показывать в сторону, противоположную от кемпинга, и, судя по интонациям, просто нас прогоняли. После нескольких минут такого странного разговора мы вынуждены были уйти почти в слезах. Потому что произошла, с нашей точки зрения, немыслимая вещь: людей, просившихся переночевать в специально отведённое для этого место - не пустили. Трудно поверить, что у них не было места под палатку. Скорее всего, это немецкая педантичность - кемпинг уже закрыт, значит, не положено!
Вообще, кемпинги в этой части Германии представляют собой странное зрелище. Просто стоит лес кемперов. Такой огромный город из кемперов. Люди приезжают, ставят свой кемпер и живут на одном месте много дней. И ладно бы место было живописное, а то просто какое-то поле. А переехать из одного кемпинга в другой можно только в середине дня, так как ресепшен утром и вечером обычно закрыт. То есть нормальный, с нашей точки зрения, ритм путешествий, когда ты утром встаёшь, целый день что-то смотришь, а вечером встаёшь на ночлег в новом месте, здесь совершенно не практикуется.
Вторая вещь, которая нас совершенно убивала - это тотальное незнание немцами никаких других языков, кроме немецкого. И ладно бы, простыми прохожими на улице. Даже в кемпингах и гостиницах английского они абсолютно не знают! Вообще. Ни одного слова! Такое впечатление, что никто в Германию путешествовать не едет, а кемпинги существуют, в основном, для местных. В общем-то, и правильно, смотреть в этой части Германии абсолютно нечего. Но вот если надо просто проехать транзитом, то это проблема.
А совсем рядом, в соседней Голландии, практически 100% населения свободно говорит по-анлийски, и велика вероятность того, что можно объясниться и по-французски, и ещё на каком-нибудь языке... А восточнее, в Польше, уже и русский многие знают. И только в Германии мы чувствовали себя без знания языка хуже чем в Японии, где все надписи дублируются на английском, и персонал в гостиницах и на железной дороге его знает...
В итоге, мы нашли какой-то другой кемпинг, тихо пробрались туда и поставили палатку. Я совсем не выспался, потому что мне всё время казалось, что сейчас придут нас выгонять...
На следующий день нас ждал Бремен. Этот город мне тоже понравился. Я не увидел там таких каналов, как в Брюгге, но центр его тоже вполне красив и необычен.
Не обошлось и без пожимания лапы Бременским музыкантам :)
Второй кемпинг на территории Германии оказался гораздо более приличным. Там было много места для палаток. И хотя резетки там были только для кемперов, остановившийся в одном из них голландец любезно предоставил нам переходник, так что в эту ночь мы были даже с электричеством. А утром удалось даже искупаться в местном озере.
Следующее место мы нашли случайно. Посмотрев в кемпинге на карту окрестностей, я обнаружил странное пересечение реки и какого-то канала.
И тут я вспомнил, что читал в одной книжке, что для того чтобы пересечь Эльбу, канал пришлось провести по мосту. И вот мы случайно оказались рядом с этим местом. Вот речка и, казалось, бы обычный мост.
Но если на него забраться, то видно, что на мосту - тоже вода! Более того, по мосту часто проплывают теплоходики.
Ближе к вечеру мы добрались до Берлина.
Рейхстаг выглядел вот так:
Купол у него прозрачный. Гигантская очередь из туристов, не оставляла нам никаких шансов попасть внутрь. Зато мы подержались руками за его колонны.
Я хотел увидеть хотя бы кусочек Берлинской стены, но мы не нашли, так как точно не знали, где она проходила. Уже потом по книжкам я понял, что сразу за Рейхстагом. Вообще, по фотографиям, она настолько не вписывалась в облик города, что на местности, не зная точно, трудно понять, где она могла бы проходить. Это примерно как у нас был посреди Невского построили стену. А это - памятник жертвам, тем, кто пытался через неё перелезть...
А на площади у Брандербургских ворот предлагают поставить штамп о пересечении границы.
Рядом - памятник жертвам Холокоста. Огромная площадь заставлена параллелепипедами разной высоты.
А за этой площадью - многоэтажки, увидев которые, я почему-то сразу понял, что это уже ГДР :)
Вообще, чем восточнее, тем больше всё становится похоже на Россию. На севере не так: там чёткая граница, Финляндия - Европа, а Россия - Россия :) А если ехать по югу Балтийского моря, то такой резкой перемены нет. Страны, которые мы посетили, по мере продвижения на восток всё более и более напоминали нам родину. Восточная Германия - совсем чуть-чуть, Польша уже гораздо больше, Литва - ещё больше, а Латвию уже и не отличишь :) Даже дороги такие же плохие.
Ещё пара фотографий из Берлина. Почти розовый слон :)
Жигули-девятка с немецкими номерами :)
В последнюю ночь в Германии решили не связываться с кемпингами, и остановились в гостинице. Хозяйка гостиницы традиционно не знала английский, но каким-то чудом ей удалось нам объяснить, что мест нет. Но потом она нарисовала на бумажке две машины, и мы поняли, что надо ехать за ней, она покажет другую гостиницу. И любезно, в дождь, помогла нам найти гостиницу и устроиться там. Вот такие вот разные бывают люди...
Дальше нам предстояло узнать, чем так страшна Польша. Так вот, страшна она тем, что автомагистралей там почти нет, а дороги постоянно проходят через населённые пункты, и ограничения всё время то 40 км/ч, то 50. И стоят камеры. Так что через Польшу ехать получается просто очень долго. Хотя, дорога временами была очень красивая.
Польский язык удивил меня тем, насколько он похож на русский. Сразу вспомнились любители писать смски латиницей :)
А это - чем не наша хрущёвка? Аккуратненькая, конечно, но...
Ночевали в Польше мы в кемпинге, в котором был музей Фольксвагенов, посещение которого входило в стоимость проживания в кемпинге. Наклейка оттуда до сих пор на моей машине.
Город Гданьск. Трамвай очень похож на наш :)
Следующая ночёвка была в лесу. В ту ночь я попробовал сфотографировать звёздное небо. Вот что из этого получилось. Интересно, что некоторые звёзды - красного цвета, а некоторые - голубого. Что это: шумы матрицы, или через такую фотографию передаётся спектральный класс звёзд?
Другая обработка того же кадра, и картинка меняется:
А утром это место выглядело так:
У наших друзей дача в деревне Новинка. Оказывается, такая деревня есть и в Польше :)
Граница панства :) Когда-то здесь проходила государственная граница СССР. А теперь и Польша, и Литва входят в Шенген, поэтому проезжаем границу, как и предыдущие, без остановок.
А вечером этого дня мы подъехали уже к следующей границе. Она была обозначена только вот таким знаком и милицейской машиной.
А это - домик в нашем последнем кемпинге.
Мы поговорили немного с хозяйкой кемпинга. Жители Латвии не очень-то довольны тем, что они попали в Евросоюз. Жизнь стала тяжелее, цены выше. У многих остались родственники в России, а попасть туда стало теперь проблемой, в чём мы убедились буквально через несколько часов, когда подъехали к границе...
Очередь была вроде бы даже не очень длинная. На финской границе по праздникам бывает гораздо длиннее. Но вскоре мы поняли, что она совсем не двигается! За час мы продвигались максимум на 100 метров. В итоге, на этой дурацкой границе мы угробили 7 часов, а говорят, что иногда там можно и сутки простоять. Причём, это был никакой не праздник, а самый обычный день. Виноваты в таком медленном продвижении очереди оказались, как обычно, наши. Они решили, кроме таможни, поставить дополнительную будочку прямо на границе. В будочке сидел один-единственный солдат, который всё время куда-то уходил. Он записывал куда-то номера и данные латвийских машин. Если было что-то не так, очередь тормозилась недолго, так как будочка была одна! Обидно, что российским машинам можно было там не регистрироваться, их пропускали без очереди. Но чтобы попасть туда, всё равно приходилось стоять в общей очереди перед латвийской таможней, которая почти не двигалась.
Освободились мы только к 8 вечера, а нам нужно было ехать ещё километров 400 по России!
Нас поджидал ещё один сюрприз - платная дорога. Оказывается, они есть и в России! Жаль только, что, кроме платы, она ничем не отличалась от других российских дорог - всё те же ухабы, колдобины и ямы. Да и пункт оплаты допотопный. Вместо того, чтобы просто провести карточкой, не выходя из машины, нужно было куда-то идти и платить.
Как-то, почти с закрытыми глазами, я доехал до дома. Часам к 6 утра. Впрочем, нам не привыкать возвращаться ночью...
Вот такой маршрут у нас получился на обратном пути:
На этом наше самое длинное путешествие закончилось. Оно оказалось последним нашим путешествием вдвоём. Всего через месяц после возвращения нас стало уже трое. Но об этом тогда не знали ни мы, ни никто другой...
На этом заканчивается и отчёт, который я писал больше года. А кто дочитал, тот - молодец :)
Оглавление всей поездки