Кто и как определили лицо современной медицины и частично науки

Dec 17, 2010 15:29

Оговорюсь сразу - я НЕ разделяю ни пасторальных настроений о крестьянской жизни, ни несколько истерически-категорических настроений автора постов, ни столь негативных настроений по отношению к школе. И да, считаю, что экстенсивное сельское хозяйство - это вообще ужас-ужас. Меня заинтересовала идея о том, кто и как определили лицо современной медицины и частично науки - это идеи тех, кто финансировал и из чьих фондов по сей день финансируются исследования

http://olgapisaryk.livejournal.com/84308.html
Часто приходится слышать сетования на то, что школам просто чего-то не хватает: свежего ремонта, компьютеров в каждом классе, зарплаты для учителей, свободы в выборе программ. И тогда, уж тогда школы смогут выпускать из своих стен образованных свободных личностей. И каждый раз приходится напоминать, что цели, с которыми были созданы школы в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были диаметрально противоположны целям подготовки свободных и образованных личностей.

Ситуация со школой  напоминает мне ситуацию с  армией, когда насмотревшись рекламы о том, как это красиво и благородно (и выгодно) защищать Родину, молодые люди поступают на армейскую службу, а потом оказывается, что надо ехать в горячую точку, где могут запросто и убить. Но армия создана для того, чтобы убивать и быть убитым. И, несмотря на завлекательную рекламу, большинство всё-же это понимает.

Так вот школы созданы, чтобы не выращивать свободных и образованных личностей, и ходят ли ваши дети в школу или нет, надо это чётко понимать. Чтобы не было потом мучительно больно.

http://johntaylorgatto.com/chapters/2i.htm - Отрывок из книги Джона Тэйлора Гатто. Перевод  vitandval
Письмо по случаю, №1.

В период между 1896 и 1920 гг. небольшая группа промышленников и финансистов, совместно с принадлежащими им частными благотворительными фондами, субсидируемыми университетскими кафедрами, исследователями в университетах и школьными администраторами, потратили на создание принудительной школьной системы больше денег, чем само правительство. До 1915 года два бизнесмена, Карнеги и Рокфеллер, тратили на это больше, чем государство. В атмосфере невмешательства и без общественного участия была сконструирована система современного школьного образования. Мотивы для её создания, без сомнения, были разнообразны, но вам будет полезно услышать пару отрывков из документа под названием «Письмо по случаю, №1» (Occasional Letter Number One). Оно было написано в 1906 и обосновывало цели Совета по общему образованию (Совет по общему образованию (General Education Board ) - благотворительная организация, созданная Джоном Рокфеллером и Фредериком Гейтсом. Только в одну эту организацию Джон Рокфеллер вложил $180 миллионов долларов. - прим. О.П.):

«В наших мечтах … люди вручают себя с совершенной покорностью в наши формирующие руки. Существующие образовательные традиции (воспитывающие интеллект и характер) постепенно исчезают из нашего разума, и, свободные от всяких традиций, мы предлагаем нашу собственную традицию благодарному и отзывчивому народу. Мы не будем пытаться превратить этих людей, или кого-то из их детей, в философов, эрудитов или людей науки. Нам не надо выращивать из них писателей, учителей, поэтов или литераторов. Мы не будем искать ни задатки великих артистов, художников, музыкантов, ни юристов, проповедников, врачей, политиков, государственных деятелей, которых у нас и так достаточно. Задача, которую мы ставим перед собой, очень простая … мы будем организовывать детей … и учить их делать в совершенстве те вещи, которые их отцы и матери делают несовершенно.»

http://olgapisaryk.livejournal.com/84705.html
Для меня оказалось совершенной неожиданностью, что люди не понимают, не задумываются, либо отказываются верить, что всеобщее школьное образование было создано с совершенно конкретными целями высвободить руки из сельского хозяйства и поставить рабочих для поточного производства. Этот тезис касается как США, так и России. Я решила более подробно прокомментировать"оригинальную" редакцию того самого «Письма по случаю, №1», перевод которого я выкладывала вчера и обсуждение которого тут (http://olgapisaryk.livejournal.com/84308.html) и тут (http://logpoint.livejournal.com/306452.html) меня удивило.

Этот вариант письма был прислан одним из комментаторов:
Is there aught of remedy for this neglect of rural life? Let us, at least, yield ourselves to the gratifications of the beautiful dream that there is. In our dream we have limitless resources, and the people yield themselves with perfect docility to our molding hand. The present educational conventions fade from our minds; and, unhampered by tradition, we work our own good will upon a grateful and responsive rural folk. We shall not try to make these people or any of their children into philosophers or men of learning or of science. We are not to raise up among them authors, orators, poets, or men of letters. We shall not search for embryo great artists, painters, musicians. Nor will we cherish even the humbler ambition to raise up from among them lawyers, doctors, preachers, statesmen, of whom we now have ample supply. We are to follow the admonitions of the good apostle, who said, "mind not high things, but condescend to men of low degree." And generally, with respect to these things, all that we shall try to do is just to create presently about these country homes an atmosphere and conditions such, that, if by chance a child of genius should spring up from the soil, that genius will surely bud and not be blighted. Putting, therefore, all high things quite behind us, we turn with a sense of freedom and delight to the simple, lowly, needful things that promise well for rural life."

"Может ли быть спасение от этого запустения в сельской жизни? Давайте хотя бы посвятим себя прекрасной мечте о том, что такое спасение существует. В нашей мечте у нас неограниченные ресурсы, и люди вручают себя с совершенной покорностью в наши формирующие руки. Существующие образовательные традиции постепенно исчезают из нашего разума, и, необременённые традициями, мы насаждаем нашу собственную добрую волю благодарному и отзывчивому народу. Мы не будем пытаться превратить этих людей, или кого-то из их детей, в философов, эрудитов или людей науки. Нам не надо выращивать из них писателей, учителей, поэтов или литераторов. Мы не будем искать задатки великих артистов, художников, музыкантов. Не будем приветствовать даже слабые попытки вырастить среди них юристов, врачей, проповедников и государственных деятелей, которых у нас и так достаточно. Мы будем следовать за апостолом, сказавшим «не высокомудрствуйте, а снисходите к бедным». Рассматривая вышесказанное, всё, что мы должны попытаться сделать, это создать в домах этой страны атмосферу и условия такие, что если случайно в таких условиях проявится гениальность, то она сможет расцвести, а не быть загублена. Оставляя, таким образом всё высокомудрое позади, мы поворачиваемся с чувством свободы и восхищения к простым, земным, необходимым вещам, которые обещают процветание для сельской жизни."

Для начала, а зачем вообще было спасать фермеров? Так ли они нуждались в этом?

Существуют многочисленные данные по штатам Коннектикут и Массачусетс, которые показывают, что к 1840 году уровень грамотности там колебался от 93 до 100 процентов. Согласно опросу 1840 года в штате Коннектикут неграмотным был один из 579 человек. А под грамотностью понимали не просто умение по слогам читать Библию и подписываться крестиком. Роман «Последний из Могикан» вышедший в 1826 году разошёлся тиражём, сопоставимым с сегодняшними 10 миллионами экземпляров. Напомню, тогдашняя Америка была страной маленьких фермерских хозяйств, без всеобщего обязательного среднего образования, колледжей и университетов.

И хотели ли фермеры такого спасения?

Например, в том же штате Массачусетс обязанность отправлять детей в специально выстроенные помещения, где  они бы проводили дни под надзором специально обученных взрослых (на выбор которых коммьюнити никак не влияла) вызывала сопротивление со стороны примерно 80 (!) процентов населения. «Последним оплотом этого сопротивления был город Барнстэйбл в области Кэйп Код, жители которого не отдавали своих детей до 1880 г., пока область не была захвачена войсками и дети не были отправлены в школу под конвоем.»

Да, систему принудительного школьничества в США внедрили в жизнь финансовые и бизнес-элиты. Да, без особой заинтересованности граждан и при отсутствии общественного обсуждения. И да, эти люди: Карнеги, Рокфеллер, Форд, Морган, они не были монстрами. Они строили утопию, утопию нового типа: материальное изобилие путём решения проблемы производства. Индустриализация прочила невиданное богатство для некоторых и достаток для многих. Они не верили в Создателя или жизнь после жизни, и лучшее, к чему могло стремиться человечество, по их мнению, это было материальное изобилие, пресловутая американская мечта.

Путь понятен, цель - ясна. Оставалась одна проблема: рабочие руки для поточного производства. Мало кто готов был менять свободную жизнь на ферме, где ты сам себе хозяин, на 8-10 часовой рабочий день в душном помещении, на конвеере. Идея лежала под ногами: забрать у фермеров детей, воспитать их в идеалах материализма, обьяснить им, что счастье - вот оно, рядом: трудись, и у тебя будет и дом и машина, и другие атрибуты в стиле «жизнь удалась».

В то же время, в США активно стали создаваться элитные частные школы-пансионы. Большинство из существующих сейчас в США элитных школ было создано на стыке веков. Частная школа отличалась от государственной, как форд от бугатти. Там обучали совсем другим предметам и с совершенно иными целями. В обязательном порядке преподавались теория поведения человека («как заводить друзей и оказывать влияние на людей»), риторика и способность излагать свои мысли письменно, то есть активная грамотность.

Такой факт: В США ежегодно школу заканчивает около 7 миллионов человек. 20 топовых элитных школ выпускают около 1000 человек в год (0.07%). В 2000 году 4 из 6 кандидатов (70%) в президенты были выпускниками одной из этих 20 частных школ.

Решение проблемы нехватки рабочих рук в промышленности шло по нескольким путям. Создание принудителного школьного образования - раз. Разорение мелкого фермерства - два.

Тот же пресловутый Совет по общему образованию очень активно занимался внедрением передовых методов ведения сельского хозяйства, пропагандой механизированного труда. Из этого индустриализированного подхода к сельскому хозяйству растут ноги у проблем экстенсивного земледелия, увлечения пестицидами, гербицидами и т.д.

Этот же Совет вкладывал деньги в медицинские школы,  с упором (surprise!) в фармакологию.

Ещё раз повторюсь, ни Карнеги, ни Рокфеллер, ни остальные не были психопатами или садистами. Они строили (и построили) для нас этот дивный новый мир. Согласно своему дизайну и в соответствии со своими представлениями о счастье. И если ваши представления о счастье отличаются от их, то это уже не их проблема.

Ну, а в России вообще всё просто. Построение коммунизма, рая на Земле для всех было нашей задачей. Никаких сантиментов, обходных манёвров или вложения денег для достижения своих целей. Раскулачить, и на заводы. А детей - в приюты.

Цитата из доклада на Конгрессе Коммунистических Работников Образования. 1918.

«Из нашего подрастающего поколения мы должны создать поколение коммунистов. Мы должны превратить наших детей, из которых можно лепить как из воска, в настоящих, истинных коммунистов... Мы должны высвободить детей из-под опасного влияния их семей. Мы должны забрать их и, откровенно выражаясь, национализировать их. С первых дней своей жизни они будут под здоровым попечительством коммунистических детских садов и школ. Вот там они и вырастут настоящими коммунистами.»
А чтобы вы не думали, что всё это истории давно ушедших дней, и сейчас цели у школьного образования поменялись, вот вам цитата из доклада Ассоциации Школьных Администраторов штата Калифорния. Октябрь 1979 года, между прочим.

«Понятие «родительского выбора» происходит от веры в то, что цель образования - обеспечить каждому отдельно взятому ученику образование. На самом деле, образование каждого отдельного индивидуума, вне всякого сомнения, является концом образования. Истинная цель образования - создать устойчивый социальный порядок в поддержание которого будут вкладывать и от которого будут зависеть отдельные индивидуумы. «Выбор семьи» поэтому является эгоистичным и анти-социальным в своей основе, потому что он сосредоточен на нуждах отдельной семьи, а не на нуждах общества.»

Ссылки: http://www.questia.com/library/book/preparing-for-power-americas-elite-boarding-schools-by-peter-w-cookson-caroline-hodges-persell.jsp  Preparing for Power: America's elite Boarding schools (исследование американских элитных школ-пансионов).
He Who Pays the Piper - creation of the Modern Medical (Drug) Establishment (эссе о реформировании американских медицинских школ).

http://www.sntp.net/fda/piper_griffin.htm He Who Pays the Piper - creation of the Modern Medical (Drug) Establishment (эссе о реформировании американских медицинских школ).

http://olgapisaryk.livejournal.com/85397.html
Собрала из кусков свой перевод интервью Джона Тейлора Гатто шведскому журналисту и в прошлом учителю, автору книги   http://www.slutaskolan.nu/ - Sluta skolan!, Леннарту Могрену. Условно разделила интервью на три части. Первую и вторую часть перевела практически полностью,  а третью перевела выборочно. Если вы интересуетесь свободным образованием, то прочитайте, не пожалеете.

Поэтому мы делаем следующее: мы принимаем, а если не принимаем, то нас увольняют, мы принимаем единый государственный стандарт обучения. Это как руководство по эксплуатации: это ты делаешь вначале, потом это, и т.д. А государство, посредством стандартизированных тестов, проверяет, правильно ли ты следуешь руководству. Если ваши ученики плохо сдают тесты, это не значит, что они плохо читают или пишут. Это значит, что они недостаточно хорошо выполняли упражнения, придуманные государством. Им ставят низкие баллы, чтобы впоследствии отправить в специализированный класс, или оградить от поступления в колледж, или не дать лицензию. В любом случае, по результатам тестирований человека ограждают от возможности выполнять ответственную работу.

...

Такая система зародилась в нескольких местах в Европе. Пруссия была, наверное, самым ярким представителем. Где-то в середине 19-го века прусский эксперимент перескочил в Соединённые Штаты. Пропаганда прокатилась по стране, финансовые спонсоры открыли самые престижные учебные заведения для учителей и финансировали эти учебные заведения. И уже никто не мог стать учителем, если он не подписывался под утверждением, что эксперты должны создавать программы, а педагоги только следовать им. Помните, как Гораций, римский философ, говорил об этом в нескольких своих эссе. Он говорил, что Хозяин создаёт уроки, а педагог следует этим урокам. Но если вы обнаружите, что педагог сам создаёт уроки или отклоняется от того, что создал мастер, вам следует избавиться от этого педагога.
...
Люди, которые дали нам школьничество, не были богатыми людьми. Это были утопические мыслители, которые верили, что семья и традиции - величайшие препятствия на пути создания идеального прекрасного общества, утопии. И во всякой дошедшей до нас утопии описывается система школьничества задолго до того, как было претворено в жизнь всеобщее обязательное школьное образование. И для того, чтобы достичь утопии было недостаточно маленьких местных школ, нужно было единообразное универсальное школьное образование.
...

Теперь поговорим о Карнеги, Рокфеллере, и Дж.П. Моргане. Эти люди предвидели утопию другого типа. Путём решения проблемы производства посредством высокоскоростных машин. Они видели, что может быть создано материальное изобилие. И это их желание... во-первых. конечно, они понимали, что они сами могут стать супер богатыми, что и произошло, но, послушайте, эти люди не были чудовищами, они видели это материальное изобилие, и поскольку они оставили веру в Создателя или жизнь после жизни, то это материальное изобилие было лучшее, к чему могло стремиться человеческое существо. Но чтобы достичь этого, семья должна была быть отодвинута со сцены и дети должны были быть обработаны, как сырой материал.

Когда было предложено законодательство, наиболее радикальное из всего известного ранее, именно эти люди применили всё своё влияние, чтобы правильные законодатели голосовали за правильное законодательство. Они считали, что игра стоит свеч: построить эти огромные здания из кирпичя и камня, чтобы собрать там детей, вырвав их из общин. Силой закона, я напоминаю вам.

Если бы вы дали детям и семьям выбор, то потребовалось бы примерно 5 лет, чтобы большинство опробовало новую модель. Но я думаю, что в течении 10 лет институциональное школьничество скорее всего бы провалилось. Потому что так, как учат в школах - дети не учаться. Более того, школы и не могут учить в соответствии с тем, как обучаются дети. Школы не созданы для этого. Они созданы для того, чтобы производить предсказуемый, гомогенизированный безопастный продукт. Они созданы для того, чтобы сортировать людей по категориям занятий, приблизительно в соответствии с тем, что требуется современной экономике.
...
К середине 18-го века в Европе существовало очень чёткое разделение на классы. И надо было быть необычайно одарённым человеком, чтобы видеть сквозь все ограничения, которые нас опутывают и ниточки, за которые мы подвешены, как марионетки, которые, на самом деле - изобретеняия нашего ума, чтобы иметь возможность прорваться через классовые ограничения.

Я не утверждаю, что армия, полиция и различные способы наказания отступников не играют никакой роли. Но возможности наказывать отступников, когда их очень много, сильно ограничены. Это просто слишком дорого. Но вот, что вы можете сделать, это колонизировать умы детей, чтобы они стали своей собственной полицией. Тогда они будут сами контролировать себя, да ещё и доносить на других детей.

15:46 - ... В третьей части интервью Гатто отрывочно рассказывает о некоторых исторических событиях, которые, по его мнению, наложили отпечаток на модель современного школьничества. Все эти события - как кусочки паззла, непонятные по раздельности, но вместе собирающиеся в цельную картинку. Ещё раз подчеркну, ни англиканство или лютеранство, ни учение Дарвина или «всемирный заговор» с целью обьединить англоговорящий мир под руководством британских и американских элит не являются непосредственной причиной той школьной модели, которую мы сейчас имеем. Но эти события, наряду с другими, такими как индустриализация, развитие утопических идей, развитие общества потребления, внесли свою лепту в становление современной школьной системы.

Давайте, я приведу вам один пример, учитывая, что большинство из вас (в Швеции) лютеране. Лютеранство - одна из епископских религий, так же как государственная религия Великобритании - англиканство. Лютеранство - ещё один путь сделать главу государства представителем Бога на земле. Какое значение это имеет для нас? Если глава государства - представитель Бога на Земле, значит все священники, бишопы и т.п. обязаны рапортовать отклонения от политики государства прямо через представителей церкви к высшим чинам, а эти высшие чины - докладывать главе государства.

В Германии времён Лютера было больше, чем 100 независимых политических образований. Это было наверное, одно из лучших времён в человеческой истории. Потому что ты мог перейти улицу или переплыть речку и там всё уже делалось по другому. Я знаю, что я упрощаю ситуацию, но когда я обьясню, что Лютер сделал чтобы революционизировать и подготовить сцену для унификации этих почти что 150-ти независимых Германий, я думаю, вы поймёте, куда я кланю.

Лютер обратился к основным германским князьям и сказал, поскольку он восставал против католической церкви. Он сказал, что секрет власти католической церкви - это проникновение в жизни и умы семей по всей Европе. Видите ли, католический священник в парафии имеет возможность тратить часть средств на благотворительность. Если какая-то семья не имеет средств на рождественский ужин, у неё будет рождественский ужин. Если у семьи этого умного мальчишки нету денег на то, чтобы оплатить его обучение у часовщика, то священиик, который живёт рядом, может дать денег и послать ребёнка учиться.

Чтобы разрушить могущество католической церкви, Лютер предложил государству взять на себя те социальные функции, которые раньше ассоциировались только с католической церковью: денежные пособия, содержание школ и т.д.  Это было сделано в Пруссии, перенято в Саксонии и распространилось по германским княжествам. А потом идея распространилась в Скандинавии.

... Доминировала идея что государство - это истинный отец. И родители, которые отклоняются от мудрости государства должны быть наказаны, а если они в отрицании своём зашли слишком далеко, то семьи должны быть разделены и дети должны быть отданы на воспитание кому-то, кто будет достоен доверия. Мне кажется, это было началом того, что потом стало Европейской империей, когда потихоньку национальные независимости стали уступать место транснациональным агентствам. И школьничество было одним из основных двигателей этого процесса.

20:27 Дальше Гатто говорит о проекте, который зародился в последней четверти 19-го века в Англии при активной поддержке нескольких очень богатых и могущественных американских семей, которые считали, что разделение двух государств (США и Великобритании) - это большая ошибка, одно из самых худших событий в человеческой истории. И они хотели разработать долгосрочный проект по реинтеграции всего англоговорящего мира, как единой страны. Основной целью проекта было привести мир в подчинение людям, представлявшим британский высший класс и считавшим себя отцами и защитниками морали.

Если вам интересна эта тема, то Дж.Т. Гатто отсылает нас к труду профессора Кэрролла Куигли http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B8,_%D0%9A%D1%8D%D1%80%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB "Трагедия и надежда: история мира в наше время". Основные тезисы работы  Кэролла Куигли можно увидеть на http://www.youtube.com/watch?v=IRkCvubUGCM (по-английски)

25:57 Дальше речь идёт о Чарльзе Дарвине и его второй по популярности книге http://scilib.narod.ru/Biology/Descent/index.html «Происхождение человека и половой подбор», в которой завсегдатаям модных салонов была предложена идея о том, что в эволюционном процессе участвует не всё человечество, а только небольшой процент (около 5%) человеческой расы. Все остальные - эволюционный тупик.

Одним из ответов сильных мира сего на такую теорию было создание системы образования, которая бы способствовала разделению людей на классы и закреплению неравенства. Чтобы люди соревновались один с другим и хороший племенной материал мог выходить наверх и закрепляться на самой вершине пирамиды. В школах поощряется соревновательность, когда раздуваются микроскопические различия, измеряемыми абсолютно невалидными тестами.

Я имею ввиду, что тесты не измеряют то, что они, по-утверждению, измеряют.

Если тесты говорят о том, что вы хорошо читаете, то практически предсказуемо, что это не правда. Да, вы умеете быстро прочитать выборку из 6-7 текстов, можете выхватить куски информации оттуда и быстро отметить галочками подходящие ответы в множественных вопросах. Но если кто-нибудь вдруг задаст вам комплексный вопрос об этой выборке текстов, вы даже не поймёте, о чём идёт речь. Вы сможете ответить на фактический вопрос, но вы не сможете ответить на вопрос о причинах событий или связях между характерами. А ведь именно это является особенностью высшего мышления. В тестах же требуется всего лишь взять факт и вставить его в нужное место.
...
Школа - средство управления людьми. Да, некоторые из нас научаться мыслить на более высоком уровне, чем остальные, и если мы будем хорошо себя вести, нам будет дозволено находиться на вершине пирамиды. Но большинство из нас должны быть недоученными, зависимыми от переключения каналов и просмотра телевизора, зависимыми от простых удовольствий, таких как съесть пиццы, выпить галлон пива, вздремнуть, проснуться и продолжать переключать каналы.

Такие МЫ необходимы людям создавшим и управляющим нашей экономикой.

Культура

Previous post Next post
Up