Синагога, как повсеместно забывают, это, вообще-то говоря, не храм.
Еврейский храм может быть только один - на храмовой горе в
Иерусалиме, и его нет. Одна только Стена Плача осталась. Да и та - не та. Не от того храма.
Синагога - это всего-лишь "дом собраний". Дословно с греческого, ибо синагога, как опять же повсеместно забывают, не из иврита слово и не из идиша - на иврите это "бейт кнессет".
У синагоги, как у религиозного места, есть, конечно же, свои определенные каноны, где окна, где миква, где свитки Торы, но по факту требования повсеместно оказывались не шибко строгими, оттого синагоги по миру встречаются совершенно разнообразные.
В дореволюционной России так вообще смех смехом - где синагоги не было, а помолиться было надо, религиозные евреи просто собирали на улице десяток одноверцев, и любое помещение, где этот десяток появлялся, автоматически становился синагогой.
Там просто в Талмуде прописано - 10 человек это минимум, при котором синагога становится, собственно говоря, таковой.
Учитывая состав участников русской революции, так даже анекдот в ту пору ходил, про то как на съезде большевиков делегаты начали готовиться выйти, дабы помолиться, на что им
Ленин сказал - "това'г'ищи, не надо выходить - давайте выйду я, и молитесь прямо здесь".
Анекдот забавный своей показательностью - во-первых тем, что большевики-евреи продолжали ассоциироваться с иудеями, несмотря на то, что с верой-то они как раз все порвали. А во-вторых тем, что Ленин, еврей по матушке, тем не менее с евреями не ассоциируется.
Ну ладно, это все байки да присказки дедушки Панаса.
Что тут у нас? Ага,
синагога Эц Хаим в солнечной греческо-венецианской
Ханье.
Та-ак, и первый же вопрос-размышление - а синагога ли это?
Не, ну так посмотреть внешне - магендавиды, меноры и прочие ветхозаветные приблуды - это да, это все есть.
Но одна лишь у синагоги беда - евреев нет.
Одна беда, но значительная. Как там говорил Кэрролл, устами одного из своих персонажей - "потеря головы - это очень себе даже серьезная проблема"
Помните - синагога там, где хотя бы 10 евреев. А в современной Ханье и этого не набралось.
Тут в средние века была вполне себе плотная еврейская община, Эц Хаим в оригинале, собственно, 15-го века постройки, но то тогда. Тогда торговля была, евреи в этом шарили, а после венецианцы да греки - сами с усами, ну и измельчала община.
Перед Второй Мировой евреев было всего 400 человек. После Второй Мировой - 2 (два).
Так получилось, что всю общину погрузили на немецкое судно, да отправили в порт Пирей, чтобы дальше на перекладных до Освенцима, но дело решилось быстрее - британская подлодка, не зная о том, кого немецкое судно везет, влепило по нему торпедой.
Никто не выжил.
А на сегодняшнем
Крите так и вовсе евреев 7 человек - даже по сусекам всех поскреби, так и то на статус синагоги не наберется, не говоря уж о том, что и эти 7 человек давно уж светские, да не сильно скребутся и в синагогу их ни калачом, ни мацой не заманишь.
Собственно Эц Хаим и стоял до нулевых годов в руинах.
Только потом нашелся энтузиаст, да и тот не местный, потомок евреев из Ханьи, британский гражданин, который синагогу возродил.
Это тоже, кстати, стоило своих нервов - ссылаясь на закон 1938-го, городские власти сперва на ведение религиозных обрядов в синагоге добра не дали - там по букве закона значилось, что для этого в общине должно быть хотя бы 50 человек (ставки растут).
Но их, конечно, быстро раскритиковали, да и закон подвергли обструкции, ибо года, в которых он принимался, были в Греции той еще фашистской диктатурой.
Ну короче, синагога восстановилась - и слава богу. (Выбирайте сами, какому именно богу).
Но евреев в нее не пришло. Только туристы, на чьи пожертвования она и живет.
Здесь вам проведут экскурсию, мило поулыбаются, погордятся разнообразием городской истории. Даже пригласят в соседний бар "Синагога", что располагается в здании, где некогда была другая синагога, чья судьба менее радужна.
Но вопросы с глубоким погружением в еврейскую тему задавать не стоит - вам в ответ разведут руками, да скажут - "мы не знаем. Мы же греки".
Такая вот синагога без евреев.
Все-таки прав, бесконечно прав был старик Кэрролл: потеря головы это очень серьезная, на самом-то деле, потеря.