Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь / Я и православие

Jan 09, 2015 21:44





Я некогда услышал от одного мужичка гордое заявление - "я не христианин, я православный".
Это после моего вопроса, читал ли он Библию (или вообще хоть что-нибудь, кроме Курочки Рябы), и что христианин никогда не открывавший (как оказалось) Библии - для меня явление несколько странное.
Я сперва охренел по полной, но потом у меня потихоньку начала собираться разрозненная мозаика понимания того, что это лучшее определение под то явление, которое фактически есть.



Странная она, русская культура - выворачивает наизнанку. Подменяет смысл наоборот.
Каждое явление получается как русский шансон, который ни разу не похож на французский шансон - название, вроде, одно и тоже, а уже смысл подменен. Как по мановению рук фокусника - вжить! - уже в цилиндре кролик. Вжить! - кролика уже нет.



В каком-то смысле это делает общение с русскими легким - когда они что-то заявляют о себе - значит таковыми они не являются. И наоборот - когда они что-то о себе отрицают - значит они ровно такие и есть.
Просто применяй метод от обратного - и сразу все понятно.
Говорит русский про себя, что он духовный - значит невежда и хам страшный. Учит любить Родину - значит ничего любить не умеет, даже котлеты (да-да, котлеты тоже нужно уметь любить). Обзывает кого-то и клеймит проклятиями - значит сам таковой и есть.



Это очень просто - мы наделяем других самыми жуткими качествами, которые не принимаем в себе.
Поэтому когда кто-то ругает кого-то - прислушайтесь, какими словами он это делает и на что идет упор - в этот момент он дает себе самую точную характеристику.
Именно поэтому я люблю выводить людей на ругань - так сразу становится все понятно.
Впрочем слушаю я в последнее время ругань в таких масштабах, что мне становится несколько страшно.



Наверное поэтому я не смотрю телевизор, не читаю газет и отключил в интернет-поисковиках новости - ну что я там нового услышу? Ну как будто я сам не знаю, кто есть кто. Они ведь сами о себе уже давно всё рассказали.



Пушкин говорил о том, что русские ленивы и нелюбопытны. (Это не я, это Пушкин - боженька, бе-бе-бе!)



Православие мне представляется очень таковой логичной религией ленивых и нелюбопытных.
Творчество сужается до нуля. Личность обесценивается.



Есть храмы, вызывающие изумление - касанием руки мастера, замыслом, исполнением - а имен мастеров мы не знаем. Не сохранились они, канули в небытие.
Обесценивание человеческого в угоду призрачному. Мертвые важнее живых, слова важнее деяний.
У Бредбери отличным творением художника называлось то, которое сотворено рукой и мозгом вдохновленного человека.
Вот то, что меня угнетает в православии - отсутствие этого самого вдохновение. Все направлено не на развитие, а на забивание в рамки. "Не высовывайся! Самый умный чтоль?"



"Широк русский человек - надо бы немного сузить"



Мне повезло, я считаю - я вырос в нерелигиозной семье.
Мой дед говорил мне - "Сашок, иди в батюшки - отрастишь пузо, будешь вино хлебать, пироги нахаляву есть, всем свой указ творить, а ежель кто не согласен - кадилом по голове - хрясь, и возопи про геенну огненную".
Как там - "жертвуем на храм, жертвуем на храм. Кто не пожертвовал на храм - поднимите руки. Поднимите руки - опустите деньги".
Эх, я деда не послушал и в попы не пошел.
Иногда думаю, что может и зря - ни в чем бы не нуждался, можно было бы безнаказано воровать да совращать молоденьких послушниц, но, с другой стороны, хорошо что не пошел.
Это же как политика - невероятная профдеформация. Одно время шуточки-шуточками, а потом затянет - и все, уже инвалид.
Не хочу я себе такого. Опасно долго находиться в среде, где порицается личное творчество и клеймится печатью наймита Дьявола.
Я потому и в политике не задержался, хотя мог бы.



Поскольку религии, православию в частности, в моей жизни было отведено малое место (отхожее), я как-то привык судить и о других.
Когда кто-то что-то начинал распрягать кустисто про какое-нибудь православие или очередную секту - я искренне полагал, что это такой прикол.
Ну не могут ведь люди на полном серьезе верить во все это мракобесие, побасенки, перевирание? Ну не могут ведь люди, которые мнят себя цивилизованными, на полном серьезе целовать доски с картинками, блюсти какие-то непонятные посты, невесть кем придуманные, невесть кем введенные, невесть для чего в наше время реанимированные.
Ну не могут же ведь люди на полном серьезе употреблять выражение "Бог терпел и нам велел" - что он терпел, когда терпел, зачем терпел? Чего он нам велел? Когда это он чего нам велел?



А потом меня ошарашило - а ведь это все на полном серьезе!
Сперва у меня был шок, я пытался убедить себя в том, что я ошибся в масштабах.
А потом выяснилось, что не ошибся - нет, на самом деле - миллионы людей, казалось бы здравомыслящих, всю эту пургу воспринимают на полном серьезе.
На полном серьезе снимают форму, и совершенно забывают про содержание.
На полном серьезе переворачивают смысл на совершенно противоположный.
"Не сотвори себе кумира" - сказано, а они сотворяют, и еще и другим пеняют.



Ладно бы они еще сходили с ума тихо - но ведь они сходят с ума громко, с парадом и музыкой.

Из всего христианства православие вышло самым патриархальным, самым костным, самым твердолобым, как набалдашник трости.
Я смотрю на православные страны - все они как-то выламываются. Везде царит поощрение и культ юродивых.
Прилежно трудящийся глава большого семейства в православии чести имеет мало.
А вот если все бросил, распродал, раздарил нищим, ушел в лес сожительствовать с медведем, молишься исступленно колотя лбом в пол да носишь власяницу, козыряя ей в лицо каждому встречному - это да.
Бесноватый юродивый в православии к Богу гораздо ближе чем этот презренный честный работяга.



И вновь я вспоминаю своего деда, прожившего непростую, но честную трудовую-пролетарскую и солдатскую жизнь - "подальше от бога - подальше от чёрта".
Тот, кому нужен костыль в виде религии, он ведь изначально уже в зоне подозрения, какие бы ни были у него заявлены мотивы.
Религия построена на страхе смерти и одиночества, и нечистоплотно их эксплуатирует.
Православие в этом преуспело более чем. Можно давать шоколадную медальку. Точнее крестик.

Когда-то христианство зародилось на Ближнем Востоке, как одном из самых социально развитых центров тогдашнего мира, как противовес родоплеменным верованиям.
До христианства ведь не было по сути ни одного верования, где "пред лицом моим нет ни эллина, ни иудея". Верование прилагалось к роду и племени.
Христианство стало первой социологией, где ключевое значение приобрели добровольный выбор и ответственность.



"Относись к другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе" - это об этом. По сути любой выбор, действие или бездействие, определяет тот мир, в котором жить.
Современное православие все больше определяет этот мир, как мир марионеток, подчиняющихся нелепым правилам какого-то нелепого детского дома, где люди - воспитанники, а бог - надзиратель, которого можно либо ублажить, либо попасть ему в недобрую немилость.



Удивительно, насколько многим этот детский дом привлекателен. Они не хотят никуда из него исчезать. Не хотят самостоятельно делать выбор.
Зачем? Как скажет батюшка, так и запоём.



Мне не нравятся все эти тенденции.
Хотя, с другой стороны - всегда перед кардинальными переменами наступало шевеление болотных газов. Может быть это оно. Надо их просто переждать.



Или я опять обманываю себя и думаю о людях слишком хорошо, а дальше будет только хуже?



...За окном нашей тачанки меж тем проплывали виды Саввино-Сторожевского монастыря, у которого есть охрененный сайт, не склонный к насилию (что бывает редко) - http://www.savvastor.ru/ , отчего я вам его и рекомендую.






Православненько:




Храм Христа-Спасителя и Патриарший мост
Новодевичий
Крутицкое подворье - ломка стереотипов о Москве
Новый Иерусалим
Зарайский кремль
Коломна богоугодная
Звенигород. Монастырская трапезная в Провиантской башне
Александров. Юрьев-Польский
Вологда
Великий Новгород
Рязанская обл. Салтыково. Заброшенная церковь
Смоленская обл. Вязьма
Тверская обл. Городня
Тверская обл. Торжок
Ярославская обл. Переславль-Залесский. По ком звонит колокол
Ярославская обл. Ростов Великий - сколько стоит разговор с Богом?

Киевская обл. Переяслав-Хмельницкий
Чернигов

Франция. Париж

Московия, Амораль, Духовные скрепы, Сказки народов мира как зеркало души, Сон разума рождающий чудовищ, Путешествия, Rosseûško-Matuško

Previous post Next post
Up