Существование подземных храмов - не экзотика, и не новость.
Но все-таки редко когда подземный храм превосходит свою наземную часть.
Однако костёл апостолов Петра и Павла в
Луцке именно таков - несмотря на то, что сам по себе огромен, под землей он еще больше.
Как это извечно случается с христианскими мучениками - священнослужители зазнали репрессий.
Кого сгноили в тюрьме.
Кого сослали в
Казахстан - но так вышло, что именно там некоторые личности, переместившись из лубочного Луцка в суровые азиатские степи, стали тамошними католическими праведниками.
И католичество в Казахстане, пусть немногочисленное, но очень крепко сбитое, ассоциируется теперь с ними, из Луцка выходцами.
Костёл изящен.
Настолько, что многие не понимают, что фигуры святых на фронтоне - из дерева.
Костёл большой, просторный - и да, со своим уникальным органом.
Я, правда, каждый раз, когда слушаю орган в храмах, то недоумеваю - зачем же играть такое дерьмо?
Не, ну правда - в наличие есть такой роскошный инструмент, можно играть истинно внушительные похоронные саги, иллюстрирующие гибель богов и крушение небес, а вместо этого - треньк-треньк, как будто ребенка с кошкой до клавиш допустили.
В общем - не понять мне такого легкомысленного отношения к искусству, ну да ладно.
Так вот - насколько, можете заметить, просторен костёл сверху, но главный храм - не этот.
Главный храм - под ногами.
Много ярусов, переходов, перекрестных ходов на разных уровнях.
Есть как величественные залы, с каменными сводами.
Так и крошечные лазы, где крючиться в три погибели.
Есть колодец, ибо без воды, известно, не туды и не сюды.
Есть усыпальницы, заваленные ровным слоем костей и черепов - фоткать из уважения к усопшим не стал.
И есть что-то странное для храма - помещения, которые нельзя истолковать иначе, кроме как тюремные камеры - но какие тюремные камеры в храме?
А еще под подземельем есть еще одни подземелья, под минус первым этажом обнаружены пустоты минус второго - но состояние пока таково, что двигаться опасно.
Но вскоре подземный храм может подкинуть еще какую легенду.
К уже имеющимся - а как любое мистическое место, нижний храм имеет свои - например о духе Магдалены Талызиной, молодой девушки, скончавшейся скоропостижно и неожиданно от болезни в юных годах, едва выйдя замуж, и чей склеп здесь же.
Разумеется, как не сочинить легенду о призраке юной девы, зохавывающей вкусный мозг замешкавшихся путников.
Под землей одна температура, тишь, ощущение депривационной камеры - перестаешь ощущать ход времени, быстро начинаешь забывать, что там, снаружи вообще в принципе есть какой-то мир.
И оттого, когда, преодолев крутые ступени, вновь оказываешься под жарким солнцем, в милом историческом центре - лишь присвистываешь от удивления.
И благодаришь кого-то или что-то внутри себя, что оградило по жизни от казематов.
Ибо не курорт там, не санаторий.