Старый Город, мало того, что недурно сохранился в своем классическом рисунке, собрал в себе еще и какую-то немыслимую концентрацию различных экзотических храмов и монастырей, всевозможных конфессий.
Монастырь кармелитов, немецкая кирха.
Доминиканцы.
Бригидки на Кафедральной - первый луцкий католический женский орден.
Польский костел святых Петра и Павла.
Существующий как снаружи, на глади земли.
Так и, подобно первым христианам, в катакомбах.
Располагая громадным подземным храмом, превосходящим по масштабу наземный.
Так заканчивая и вовсе форменным безумием - спортивно-боевой синагогой.
И я не шучу - еврейская община смогла ее построить лишь по договоренности, что она же будет совмещать в себе оборонительные функции, и, находясь на краю Старого Города, являться также и боевой башней.
А в советское время, и, кстати, аж до недавного 2021-го года, это был один из корпусов спортивного комплекса "Динамо" - который к синагоге, ноне действующей по классическому назначению, под эгидой любавических хасидов, примыкает.
Конечно, не все из этого сохранилось в классическом виде, как, например, армянский храм, от которого осталось лишь перестроенное здание.
Или караимская кенасса, от которой осталась лишь улица Караимская.
На которой, пересекаясь с Лютеранской, стоит кирха, оккупированная баптистами.
Не то, что целые храмы - целые эпохи тут заканчивались.
Как закончилась эра штетлов и ашкенази, европейских евреев, которым после Луцкого гетто стало некуда возвращаться.
Гетто и концлагерь для военнопленных были, кстати, тут же, в Старом Городе.
В подножии того, что раньше было конвентом Святой Бригидды, и резиденцией луцкого старосты - из Радзивиллов.
А сегодня совмещает и бригидок, и Свято-Архангельский мужской монастырь, и Свято-Дмитриевскую церкву.
Но даже и то, что сохранилось, вызывает исследовательский восторг - даже у меня, человека глубоко нерелигиозного.
Знаете, есть какой-то шик в том, чтобы пройти по Лютеранской и Караимской, мимо армянского храма, еврейского дома с боевой башней, мимо польского костела - давшего плеяду священников, сыгравших особую роль, внезапно, в католической миссии в
Казахстане, и кирхи.
Вконец запутаться во всех этих кармелитках, бригидках и доминиканцах, но махнуть рукой на суть занудную, отдавшись сути краеведческо-эстетической.
Мало где опиум для народа столь же сладок, как тут, сверкая тысяча и одним из всевозможных оттенков.