Много терминов развелось под одно явление - экотуризм, деревенский туризм, этнотуризм, агротуризм.
Все оно сводится к одному - вызвать острую ностальгию у тех, кто застал деревенских бабушек и дедушек.
Или познакомить с деревенским бытием тех, кто деревенских бабушек и дедушек не застал.
Иль кто дворянского рода, и в земле с Господнего творения вовсе не копался - а есть и такие.
Я отношусь к первым, с деревенским домом связана долгая и серьезная часть моей жизни.
Кто-то сводит деревню к примитивному набору - куры-свиньи-овцы, картошку копать, колорада собирать.
Нет. Деревня это и неразорванная связь времен, артефакты старинных лет, пожелтевшие фотографии.
Это и ощущение простора, воли, родной земли, запахов, ветра, шелеста листвы, радости изобильного урожая.
И социальное становление - первый раз девочку за руку проводил и поцеловал. Первая драка.
И, давайте не будем играть в ангелов - первая зарезанная скотина.
Знаете какой момент, он всегда оставался для меня недооцененным, но вот сейчас я понял, как сильно, оказывается, он на меня повлиял - деревенское детство, участие в делах домашнего хозяйства, хлопоты - они дают ощущение могущества.
Понимаете - вряд ли я попаду в деревню жить, но если попаду - не пропаду.
Я и пахать, и жать, и скотину годувать - все умею.
Я, в отличие от пустозвонных псевдопатриотов, распрягающих про землицу и обучающих других Родину любить, не один урожай вырастил и сжал.
И кто-то может думает, что брюква растет на дереве, а гусаки мечут икру - но я то знаю почем труд хлебороба.
И с тех пор его, труд то бишь, очень уважаю.
Так - а Лялина светлица это деревенское хозяйство семьи Щербань, где большая семья живет, и помимо стандартного хозяйства организовала музей хлеба, музей вышивки, музей гончарный.
А также устраивает ежегодные этнофестивали - в частности фестиваль борща, на котором на разных печах готовят сей внесенный в список наследия ЮНЕСКО продукт, по всевозможным рецептам, да честной люд угощают.
Тут же можно и заночевать - в настоящем доме, где посреди печь, узкие комнатки, сыроватый запах печного дыма.
И накормят радушные хозяева, всем, что сами себе готовят (на печи готовят, на печи!).
Борщ со сливой, картошка жареная, вареники с маком, вареники с капустой, молочный кисель.
Свои овощи, свой арбуз, свой чай на травах.
Дома настоящие - в деревнях были разобраны по бревнам, да собраны вокруг печи на новом месте.
Все вещи настоящие - какие реставрированные, какие из домов по всей Полтавщине.
Пол вымощен глиняными черепками -
Опошня таки место гончарной славы.
Уж чего - а горшков да макитр тут вдосталь.
Мне повезло - я успел застать свой деревенский род еще вот так, у корней, у первоистока.
И мало знаю что счастливее, чем это чудесное чувство узнавания - да, так! Именно так оно все и есть!
Именно так оно все и было!
В общем - это вам не фиглярство, это самое настоящее действующее деревенское хозяйство, куда, впрочем, можно приехать погостить.
Как к бабушке, только, увы, уже без бабушки.
Но зато в настоящий дом, где поют цикады и тиха украинская ночь.
Когда не прерывается сиренами воздушной тревоги.