Некоторое время тому назад, я
делал пост о межнациональных отношениях в Чехословакии 1918-1938 гг., стране считающийся «единственной восточноевропейской демократией» между двумя мировыми войнами. Теперь у меня поднакопился и кое-какой материал о социальной политике этого государства, да и вообще о том, как в Чехословакии обстояли дела с демократией.
Прежде всего, не стоит думать, что в стране мещан-пивоваров 20 лет царили мир и спокойствие. Все-таки речь идет о революционной эпохе. В конце 1920 года в стране прошли крупнейшие столкновения между рабочими и властями. Конфликт был вызван намерением правительства занять Народный дом, где находилась типография социал-демократов. Жандармы и полиция получили указание занять здание любой ценой, «даже если бы для этого пришлось шагать через трупы». В ответ, в стране началась всеобщая забастовка, в которой приняло участие около миллиона рабочих. В городе Кладно, крупном металлургическом центре, была провозглашена советская республика. Рабочие заняли заводы, крестьяне - поместья, стали создаваться революционные комитеты. Но в конечном итоге, руководству социал-демократической партии удалось умиротворить народ…
В 1923 году анархист Шоупал совершил покушение на министра финансов Алоиса Рашина. Разумеется, когда анархист стреляет в буржуазного политика сразу начинаются репрессии против социал-демократов или коммунистов. Все надеюсь помнят историю с покушением на Бисмарка? В парламенте был проведен «Закон об охране республики» как орудие для борьбы против «коммунистической опасности». В стране была введена жесткая цензура. Перед выборами, коммунистическая пресса вообще закрывалась.
Вот, что говорилось о ней, в одном из протестов чешской интеллигенции: «Мы пережили страшные годы старой австрийской монархии. Но даже она никогда не решалась так угнетать нашу духовную жизнь, как это делается сейчас в Чехословацкой республике. Австрийская цензура была способна на многое, но только чехословацкая смогла запретить произведения Неруды, Врхлицкого и даже Микулаша Алеша! Делается это под предлогом борьбы с социализмом и коммунизмом. В действительности же это прежде всего трусливое отступление мещанства с позиций элементарного либерализма прошлого столетия…»
Спешу успокоить многочисленных поклонников Кафки - его нудную писанину никто не запрещал. А вот с Гашеком возникли проблемы. «Швейк» был объявлен низкопробным произведением, потакающим дурным вкусам и развращающим нацию. Автор «Бравого солдата» - понятное дело, предатель, расстреливавший чешских легионеров. На протяжении всей истории первой Чехословацкой республики «Швейка» старательно убирали из школьных и армейских библиотек.
В 1930 году, самая эффективная, либеральная экономика Чехословакии приказала долго жить. Число безработных достигло 500 тыс. человек. В 1933 году на биржу труда обратился уже миллион граждан Чехословакии. Это означало, что каждый третий рабочий не имел работы. Заработная плата упала на 50-60%. У булочных были поставлены вооруженные пикеты полицейских и жандармов. Пособие по безработице составляло 20 крон. Столько же стоил один обед.
Четвертого февраля 1931 года в Духцове жандармы расстреляли демонстрацию безработных шахтеров. Было убито четыре человека. Газеты написали, что жандармы стреляли в землю, а пули срикошетили и попали в людей. Всего за два года было расстреляно 12 рабочих демонстраций. Газетам было запрещено писать об этих событиях.
.
Тяжелее всего кризис ударил по промышленно-развитой Силезии, населенной преимущественно немцами. Это привел к росту влияния нацистской партии. В марте 1933 года компартия Чехословакии обратилась к руководству других политических партий с предложением создать единый фронт борьбы с фашизмом. В ответ, руководство всех политических партий, отказалось от сотрудничества с коммунистами, поскольку те «враги демократии»*. Это дает пищу для размышления тем, кто говорит от отказе коммунистов Германии сотрудничать с социал-демократами в борьбе против Гитлера. А сами социал-демократы были готовы работать с коммунистами? Ведь для партнерства нужны две стороны? Не так ли?
Впрочем, вскоре «демократические» власти Чехословакии дали окончательный ответ на этот вопрос. В июне 1933 года был принят закон о чрезвычайных полномочиях. Отныне решения по важным экономическим и политическим вопросам могли приниматься правительством в обход парламента. Затем были приняты законы об охране государства, о печати, о чрезвычайных полицейских мероприятиях, о политических партиях. В 1934 году депутаты коммунисты были лишены парламентской неприкосновенности, а компартия была вынуждена уйти в подполье.
*Через пять лет эти «защитники демократии» по приказу Лондона и Парижа слили свою страну Гитлеру. Вообще любопытно, как эти буржуазные «патриоты» малых стран в момент кризиса продают свою страну по первому щелчку империалистов. Ведь и греческая буржуазия сегодня ведет себя, как и чехословацкая буржуазия в 1938 году. Троцкий был трижды прав, когда писал, что «независимость» малых стран это нонсенс.