"Город жизни и смерти"

Jul 10, 2009 20:39

Любой хороший фильм про войну дает пищу для размышления, и эта картина про Нанкинскую резню 1937 года не является исключением.
Прежде всего он напоминает, что наши холокосты и голодоморы это не уникальные трагедии 20 века, а всего лишь цветочки мрачной новейшей истории. Ягодки были в других местах, но поскольку они не затрагивали белых людей из среднего класса, цивилизованому миру на них было глубоко наплевать. Война в Китае по размаху и числу жертв не уступала крупнейшим сражениям на советско-германском фронте, но кто знает об их полководцах, героях и жертвах? А много ли мы знаем об ирано-иракской войне, которая была совсем недавно и где сражались сотни тысяч солдат и сотни единиц боевой техники как под Курском или Эль-Аламейном?
Некоторые эпизоды дают понять, что из Азии история видится совсем иначе, чем из наших Палестин. Можно ли представить в европейском фильм доброго дедушку со значком нацистской партии на лацкане пиджака, спасющего беженцев? Но в фильме про Нанкин он смотрится вполне органично.
Японцы безусловно варвары. Только дикари устраивают массовые казни самостоятельно, а не привлекают к этому делу каких-нибудь полицаев или союзников. А потом, культурные люди выражают соболезнование погибшим, и проводят самое тщательное расследование.
В чем китайцы еще молодцы, что они отлично показали грань или точнее ее отсутсвие между человечностью и варварством. Убийцы-японцы в картине это не обезличенные монстры, как немцы в фильмах про холокост. Они совершают подвиги, тоскуют по дому, влюбляются. И в тоже время насилуют, закапывают живьем пленных и выкидывают в окна детей. Человечность чередующаяся с бесчеловечностью.
Кстати, с точки зрения японцев, сюжет этого фильма есть наглая клевета и ревизионизм. Японцы до сих пор никакой "нанкинской резни" не признают. Говорят, что было несколько инциндентов с расстрелами, насилиями и мародерством, но так чтобы тысячи жертв? - Гнусный поклеп на императорскую армию. Переписывание истории Второй мировой.
Фильм снят отлично. Батальные сцены китайцы снимают так, что скоро американские операторы будут ездить к ним учится. Но и другие эпизоды, показаны не хуже. Игра актеров тоже на уровне.
И еще. Обратил внимание, что в "коммунистическом" Китае в фильмах нет ни коммунистов, ни рабочих. Даже в фильме "Звук горна" про гражданскую войну солдат НОАК и гоминдановцев практически не различить, а за что воюют солдаты непонятно. Похожая, предельно деидеологизированная картинка и в этом фильме. А ведь какой фильм можно было бы сделать например о выступление рабочих в Шанхае в 1927 году... Но вряд ли от нынешних китайцев этого дождешься.
Previous post Next post
Up