Серебренников и Лозница

May 08, 2011 20:34

Итак, скачал я полные метры Кирилла Серебренникова, который снял замечательный сериал "Дневник убийцы". И остался тотально разочарован. Изображая жертву элементарно не смог досмотреть. Главному герою просто непрерывно хочется уебать.



Культовая сцена "матерный монолог мента", на мой взгляд, при всей своей экспрессивности плохо написана, плохо сыграна и плохо снята - примерно в таком порядке.



Юрьев день досмотрел до конца, несмотря на то, что сын героини вызывал поначалу примерно такое же желание, что и изображающий жертву чувак с клювом вместо носа. К счастью, он довольно быстро пропал, оставим меня практически наедине с Ксенией Раппопорт, что тоже, прямо скажем, не подарок судьбы.



Фильм повествует об оперной певице, которая перед эмиграцией решила прокатиться на малую родину в 200 километров от Москвы. Несмотря на близость столицы и наличие туристических объектов, городишко настолько глухой, что когда у прохожих спрашиваешь, как называется речка, они пугаются, а в единственном на весь город обувном магазине продаются только резиновые сапоги да белые китайские кроссовки. И несмотря на довольно вызывающее поведение гостей города, их никто (пока) не бьет по голове. Так что еще до загадочного исчезновения сына героини становится понятно, что мы имеем дело с притчей.


А как только становится понятно (в кино), что мы имеем дело с притчей, так можно уже оное кино прекращать смотреть. Потому что притчей называют такое кино, в котором с точки зрения критического реализма концы с концами не сходятся. И плюс к этому обязательны околобиблейские спекуляции и прочая символика, которую ни с поллитрой, ни с сопроматом не разберешь.
Но я-таки досмотрел, потому что мысль свою, сокровенную идею, автор все же выразил достаточно прозрачно. Героиня по ходу фильма прекращает петь оперным голосом где ни попадя (каждый раз эти ее колоратурные сопрано дико пугают) и смиренно идет в хор, то есть уничтожает собственную индивидуальность в угоду общерусской гармонии. Как знать, возможно, в этом и есть некая сермяжная правда, однако мне лично Васисуалий Лоханкин всегда представлялся фигурой не только комической, но и крайне неприятной.
А параллельно я досматривал фильм "Счастье мое" Сергея Лозницы, которого так и тянет назвать Юрием. Ну то есть дорога (оба фильма начинаются с дороги, это вообще типично для российского кино начиная с семидесятых годов, наверное), дорога, рытвины, туннели, ямы, виражи. Длинная дорога жизнь.


Простому водителю попадаются инфернальные гаишники, мистические старички и благородные проститутки, а также разнообразное быдло.



Что роднит между собой практически всех персонажей - это их патологичность. Автор как бы намекает, что патологичность эта давняя, подбрасывая нам сцены времен второй мировой, где тоже не все было гладко в отношениях граждан страны между собой. В принципе, весь фильм являет собой иллюстрацию известного афоризма "Русские есть эпилептоидные психопаты, зацикленные на насилии". Несколько не по себе становится разве что при мысли, что автор рассказывает это не нам, и не мне, а какому-нибудь западному чудику. А в целом - ну да, примерно так оно все и обстоит, если делать скидку на вынужденную сгущенность художественного образа.
Мне оба фильма не понравились своей нарочитостью, притчевостью и артхаусностью, но Лозница все-таки честнее.

кино

Previous post Next post
Up