Принято считать, что матерь городов русских - Киев. Но история показывает, что это глубокое заблуждение. Киев основали хазарские евреи.
Арабские географы IX-X вв. приводят список известных им крупных хазарских городов. Среди них Саркел, Байда, Савгар, Старый Херсон, Куфут-Кале, Феодосия, Фанагория (Таматарха, позднее Тмутаракань), Киев и др.
Возникновение Киева относится к началу VIII в, когда эти места были подвластны хазарам, а населяли их тюркские и иранские племена. Сегодня известно, что русы (синоним - варяги) захватили хазарский Киев лишь в 910-х гг. Основание Киева приписывается легендарному князю полян Кию. Эта точка зрения была в СССР признана официальной, результатом чего стало пышное празднование в 1982 году 1500-летие Киева.
При этом ряд ученых, например. М. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Американский ученый А Омельян Прицак (профессор Гарвардского университета) на основе анализа древнерусских источников и трудов ал-Масуди (арабского литератора, историка и географа X в.) показал, что Киев, как город и поляне с левого берега Днепра, как клан Кия, связаны с хазарами, а имя Кий (Kuya) является хорезмийским, относящимся к восточноиранским языкам. Носитель этого имени был хазарским военачальником. ( Об этом можно прочитать, например, в этой книге
http://www.gesharim.org/books/?books_id=81)
В это время по Днепру проходила хазарская граница, и Киев был заложен как хазарский гарнизонный город (крепость). Регулярная хазарская наемная армия, защищавшая западную и северную границы, была, как известно, укомплектована мусульманами восточноиранского происхождения.
В пользу еврейско-хазарского основания Киева говорит еще один факт - совпадение имени Хорев с наименованием библейской горы Синай в Синайской пустыне, на которой Моисею явился Б-г в пламени горящего тернового куста («неопалимая купина»), о которой в Торе сказано: «А Моше пас скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, и погнал он скот на ту сторону пустыни, и дошел до горы Всесильного, до Хорева». (Исх. 3 : 1). Это позволяет допустить, что имя киевской горы «Хоревица» возникло в дохристианский период. Оно было перенесено еврейско-хазарской общиной с известных ей легендарных топонимов на киевские реалии, а славянские жители Киева сохранили это название. Древнее имя Киева «Самбатас» (им называли город византийцы) также происходит от еврейско-хазарского корня и восходит к названию реки Самбатион («Субботней» реке талмудических легенд: эта река на краю ойкумены в субботний день пребывает в покое, а на берегу ее проживает праведная еврейская община). Окраинное положение киевской общины, видимо, способствовало такому наименованию. Окончательная форма названия этого города - Kuyaba - встречается в первой половине X в.
Версия интересная, которая еще требует дополнительных исследований.