Этот голубенький вертится - паук-скакунчик. Скакунчики - активные охотники, настигающие жертву прыжком, длина которого может намного превышать длину их тела.
"Моё!"
Прыгают пауки за счет гидравлики, а не мышц: как и у
косиножек, у пауков в конечностях есть только мышцы-сгибатели, а разгибаются они давлением гемолимфы. Раненый паук становится вял - падает давление в системе.
Перед прыжком паук страхуется, прикрепляя паутинку в месте старта, чтобы в случае промаха вернуться по ней на свою исходную позицию. Кроме этого, они используют паутину для создания "домиков", в которых выводят потомство, укрываются во время линьки и зимуют, а ловчих сетей не плетут.
Глаза пауков состоят всего из одной фасетки каждый. Зато в отличие от прочих членистоногих пауки, а в особенности скакунчики, умеют фокусировать свои передние глаза на различное расстояние и даже переводить взгляд на разные предметы! Делают они это при помощи специальных мышц, двигающих вперед-назад и наклоняющих сетчатку (сами глаза при этом неподвижны):
Эти два центральных глаза пауков "сделаны" по осьминожьему типу - на внешнем слое сетчатки лежат световые рецепторы, а за ними - нервные клетки. Шесть других глаз, расположенных по периметру головогруди - по человеческому: снаружи - нервная ткань, за ней - рецепторы. Какой смысл в этой разнице конструкций аналогичных органов - непонятно. Возможно, это просто эволюционная случайность, и центральные и периферичесие глаза развились у предков пауков независимо. Все глаза паука вместе дают ему одновременный обзор на 360°
Такое же странное разнообразие наблюдается и в строении органов дыхания паука: у него есть и открывающиеся на брюшке легкие - видоизмененные брюшные конечности - и трахеи, как у насекомых; и в строении органов выделения, аналогов почек: есть открывающиеся в клоаку мальпигиевы сосуды, как у насекомых, и коксальные железы - чисто паучиное ноу-хау, открывающиеся у основания ног. Словно природа, готовя предков пауков к выходу на сушу, не знала, к чему готовиться и на всякий случай предусмотрела дублирующие системы разных конструкций.
Вот например, насекомые - чужды нам, но конструкция их имеет много общего с нашей: впереди голова, на ней два глаза (еще у некоторых есть теменные глазки, ну так и у наших предков были) и челюсти, внутри - "мозги". За ней - туловище, к которому крепятся органы движения - лапки, крылья… Паук другой - его головогрудь это не просто "голова срослась с грудью: "мозг" его, центральная нервная система, расположена не в переднем ее отделе, а среди оснований лапок в виде двух горизонтальных дисков, между которыми проходит пищевод. Мозг паука неслаб - занимает от 20 % до 30 % объема головогруди. Глаз до двенадцати, причем, как уже говорилось, разных.
Челюстей у паука вообще нет, а те страшные ядовитые "клыки"-хелицеры, которыми он умерщвляет свои жертвы - на самом деле видоизмененные до неузнаваемости усики.
Скакунчики относятся к так называемым аранеоморфным паукам, то есть их хелицеры расположаны так, что могут широко раскрываться, словно для объятия. Благодаря этому паук может одолеть добычу крупнее себя.
Это прогрессивный признак: например знаменитые пауки птицееды достигают больших размеров не потому что круты, а наоборот, потому что примитивны - их хелицеры параллельны друг другу, смотрят в пол, и чтобы охотиться на добычу побольше, им пришлось наращивать общие размеры тела, а это в мире членистоногих не есть гут: в комплекте идет малоподвижность, долгое развитие и излишняя заметность и привлекательность для позвоночных. Скакунчики не таковы.
Вот эти двое на последних фотках, кстати, самцы. Я это определил по цимбиумам - волосатым утолщениям на концах педипальп - пары маленьких передних конечностей, заменяющим паукам усики и отчасти руки (у пауков не только восемь ног, но и две руки, да), а самцам - еще и половой член. Ими он забирает сперму из своего полового отверстия и переносит ее в соответствующее отверстие самки. Причем на цимбиумах есть особые нервные окончания, которые, как предполагают, позволяют паукам испытывать нормальное удовольствие от столь извращенного соития. У паучих, впрочем, после такого часто возникает желание сожрать партнера.
После короткого супружеского счастья вдова (или брошенка - у скакунчиков самцу часто удается ускакнуть от съедения - для них не так, как для больше зависящих от удачи кругопрядов, важно, чтобы отец помимо донора генов стал еще и донором белка для будущей мамаши) делает из паутины шатер
и откладывает там яйца
а потом остается их сторожить.
Паучий эмбрион, сильно сегментированный (как далекие его морские предки), лежит на желтке яйца прямо под его оболочкой.
Потом все его членики-сегменты сливаются воедино, и паучий зародыш обретает свой типичный вид: брюшко без члеников и спереди восьмиглазая головогрудь с хелицерами, педипальпами и о восьми ногах.
Когда он подрастет и заполнит собой все яйцо, оболочка яйца лопается либо паучок рвет ее своим так называемым яйцевым зубом, который временно специально для этого (как и у цыплят) вырастает в основании каждой педипальпы. Новорожденный паук-беби терпеливо ждет в лопнувшей скорлупе первой линьки. Он еще беспомощный, бесцветный и голый - без волос и щетинок. Плести паутину не может и есть тоже, а кормится первые дни своей жизни желтком, запасенным в брюшке.
После первой линьки освобождается от яйцевых оболочек и быстро растет, пока его экзоскелет еще мягкий и растягивается.
С возрастом хитин затвердевает, и для роста придется периодически линять.
С потомством разные пауки поступают по-разному - кто-то умирает, чтобы дать детям первый в их жизни обед, некоторые просто бросают кладку на произвол судьбы, третьи носят паучат на себе. Самки пауков-скакунчиков приносят еду домой в шатер и делятся ею с малышами.
Некоторые даже кормят изо рта в рот, как муравьи - у пауков существует трафаллаксис, как у общественных насекомых. Паучата несколько дней растут под сенью шатра, а потом начинают потихоньку расползаться в поисках первой собственной добычи.
Но мы отвлеклись, не закончили еще со строением пауков. Так вот, за неимением усиков запахи паук чувствует ногами - на них расположены соответствующие рецепторы.
Еще пауки прекрасно слышат - это установили экспериментально довольно давно, но долгое время не могли понять, чем именно они слышат - специализированных органов слуха у них никак не находили.
Оказалось, волосками-трихоботриями, разбросанными по всему телу. Каждый из волосков, чувствительных к колебаниям воздуха, резонирует с определенной частотой, и сотни таких волосков вместе складываются в одно супер-ухо, расположенное по всему пауку. У некоторых передние конечности увеличены, причем не столько дял того, чтобы ловить кого-то очень крупного, сколько именно как органы чувств:
Сзади у пауков брюшко, в котором расположены почти все внутренние органы - типа туловище. Но без конечностей, точнее все конечности брюшка у них преобразованы - одни в легкие, другие в паутинные железы.
В отличие от других пауков, скакунчики легко карабкаются по стеклу. Очень маленькие волоски и коготки на кончиках лапок помогают им в этом.
Многие скакунчики подражают муравьям, причем одни - для того, чтобы
муравьев кушать:
а другие, наоборот, чтобы не скушали их. Такие паучки тусуются среди муравьев - те их не трогают - подражают им внешним видом - типа укушу!, а заодно очищают муравьиные гульбища от разной мелкой паразитической сволочи:
Иногда паразитическая сволочь жрет самих пауков - вот в молодого скакунчика впился клещ (и плевать ему, что он типа свой, паукообразный - даже собственно пауки пауков едят в бОльших количествах, чем все прочие хищники, такие у них нравы:
А, например, Phintella никого не имитирует, а просто вьет гнезда над тропами и жилищами муравьев-портных:
Дело это рискованное - муравьи, если поймают, прикончат - но менее рискованное, чем жить в отдалении от них, подвергаясь атакам главного врага - пауков-волков. Некоторые пауки-скакунчики имитируют других членистоногих, например, этот - ложноскорпиона:
Зачем имитировать ложноскорпиона, они ж неядовитые? Загадка природы. Некоторые имитируют просто куски коры или комочки сухой растительности:
Это позволяет им подкрадываться к жертве. Но не все скакунчики такие скромники - хорошее зрение позволяет их самкам выбирать себе партнера по внешнему виду. Для этих пауков характерны удивительные брачные танцы, специфичные для каждого вида. Каждый танец состоит из многочисленных (до 30) па, производимых ногами и педипальпами: самец поднимает вверх передние ноги, размахивает ими, отгибает брюшко, кружится на месте.
Нередко самцы скакунчиков ярко окрашены и имеют особые украшения: пучки ярких волосков вокруг глаз, волосистые бахромки на ногах и т.д.
Вот такие занятные и полезные создания. Автор всех фотографий в посте -
Melvyn Yeo. Продолжения не обещаю - под настроение.
Click to view