- Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? - писал натуралист Николай Сладков в семидесятых годах прошлого века, глядя на выведенную из принесенной домой куколки бабочку, - На дворе будет зима, а у вас на подоконнике − лето...
Настал XXI век, и что мы имеем в наступившем светлом будущем? Вот, например, калиго мемнон (Caligo memnon) - добрая половина фотографий из разных
"парков живых бабочек" приходится на это существо с совиными глазками на нижней стороне крыльев. Почему?
А долговечная эта бабочка - в должных условиях радует глаз не пару дней и не неделю, а целых два-три месяца. Потому что зазря себя не растрачивает, а большую часть дня сидит где-нибудь красивая, не трепля крылышки, а летает где-то двадцать минут в сутки - у себя на родине, в амазонской сельве, эти бабочки активны в вечерние и утренние часы, в сумерках.
Летают бабочки до жрачки и обратно - а основная пища для них не цветочный нектар, а сок перезревших (или просто спелых и нарезанных) фруктов, что тоже удобно для домашнего животного. От сладкого красного вина тоже не откажутся. Вкусовые рецепторы у них на передних лапках, поэтому во время еды они слегка пританцовывают.
Кстати, замечено, что отчетливые пятна в виде глаз чаще встречаются как раз у тех бабочек, которые питаются соком подгнивших фруктов: попив забродившего сока, бабочки пьянеют, координация у них становится плохая, и вовремя заметить насекомоядную птицу они уже не в состоянии - так глазчатые пятна дают лишний шанс удрать.
Трезвая же бабочка летает стремительно, а в размахе крылышек достигает сантиметров пятнадцати, ее можно спутать с птицей.
Питаются основательно, с аппетитом, минут по двадцать. в это время их можно повертеть, рассмотреть - совсем не пугливые. Нализавшись - летят обратно сидеть. пугать случайных агрессоров совиным взором.
А вот аверс крылышек у них... трудно сказать, какого цвета. Вроде синий, а под другим углом посмотришь - бурый, не то белый.
Потому что чешуйки на верхней стороне крыльев сами бесцветные, прозрачные, но преломляют и отражают свет под определенным углом. Этим они сбивают с толку дневных хищников, которым тяжело следовать за вспыхивающей добычей и поэтому никто из
птиц не специализируется на питании калиго. Вот тут хорошо видно:
Хотя на предыдущей картинке не калиго мемнон, а морфо пелеида (Morpho peleides), но к ней относится практически всё сказанное здесь про калиго, хотя она принадлежит вообще к другому семейству.
Видите, у нее четыре ножки: передние лапки редуцированы, очень коротенькие и предназначены для чистки усиков.
Впрочем, я отвлекся.
Летучих мышей, которым на цвет пофигу, калиго тоже сбивают с толку: слыша ультразвуковой сигнал охотящейся мыши (бабочки имеют слух, да - воспринимают мембранами в основаниях крыльев), калиго сами издают (не знаю, каким местом) в ответ такой же ультразвуковой сигнал, но с искажённой частотой. В результате у мыши складывается неверный образ добычи, и она промахивается.
А морфо пелеида еще круче - у нее ультразвук издают куколки, отпугивая паразитических
ос.
Гусеницы калиго тоже не беззащитны - выделяют какую-то дрянь. эффективно отпугивающую свирепых тропических муравьев. В наших условиях их приспособились вскармливать на сирени и лимоне - на случай, если бабочки размножатся дома, а так на поток поставлена доставка куколок. И мне нравится тенденция к одомашниванию чего попало.