Я делала эту статью для 6-го номера журнала "Антикварная кукла" (декабрь 2013). В общем-то были мысли дублировать некоторые статьи сюда и на сайт, но руки не доходили, а недавно зашел разговор, что рецепты клеевой краски и грунта очень востребованы и хорошо бы чтобы они тут были.
В принципе, клеевая краска, о которой писалось в 1-м номере (его можно
бесплатно скачать на сайте журнала), - по сути то же самое. Как правило в большинстве ремонтных случаев нужен именно грунт. Хочу сказать, что даже несмотря на то, что возни с грунтом больше, чем если бы просто покрасить краской (акрилом, маслом, темперой и пр. - как некоторые делают, и как делала я раньше), эффект от правильно подобранного цвета грунта превосходит все ожидания. Подобрать цвет довольно сложно, особенно когда ремонтное дело не поставлено на поток, а как у меня - эпизодически по мере надобности. То с первого раза попадешь близко в цвет, то раза три-четыре снимаешь и переделываешь. Вот тут удача - вклеивалась лунка, грунтовалась граница и сколы вокруг нее. Получилось очень близко к оригиналу, по сути видно только границу лакового покрытия, новый грунт чуть светлее.
Никакой краской такого эффекта добиться нельзя. Овчинка стоит выделки.
Сложно из-за освещения: при искусственном свете - одно, утром - кажется другое. Сейчас ближе к зиме вообще будет тяжело такие вещи делать. У меня почти всегда все работы получаются вечером... Когда естественного освещения нет вообще. И поэтому на некоторых фото мастеркласса детали кажутся другого цвета.
Я не буду повторять лирическое вступление к статье, это больше журнальный жанр, повторю только половину:) И потом - сразу к делу.
Не всякое повреждение грунта, не всякий скол требуют вмешательства. Необходимость ремонта вытекает из суммы нескольких обстоятельств: вашего отношения к нему (многие любят кукол без ремонта), размера и места расположения скола, эстетической стороны, объективной необходимости восстановления (например, из-за предыдущего ремонта). Или такой необходимости нет, так как эти сколы придают особый шарм старой кукле, демонстрируют её возраст и историю. Главное помнить, что лучшее - враг хорошего, а антикварная кукла не обязана выглядеть новой.
Для изготовления грунта в домашних условиях вам потребуются:
- белый мел, желательно не очень твёрдый;
- натуральный животный клей в порошке или гранулах (костный, кожный);
- акварель или розовый мел (лучше акварель, она равномернее растворяется);
- старая кофемолка или тяжёлый молоток;
- ступка с пестиком;
- мелкие стеклянные баночки, выдерживающие нагрев (понадобятся для водяной бани; очень хороши баночки от детского питания).
Готовим клей
1. Возьмите 1 часть кожного клея, поместите в стеклянную или металлическую банку, залейте 4-5 частями холодной воды, закройте крышкой и оставьте размокать примерно на пять часов, можно - на ночь.
2. Распустите клей на водяной бане, проложив между банкой с клеем и основной посудой с водой тряпочку, чтобы её дно легче перенесло нагрев. Не кипятить! Нагрев должен быть не больше 50 градусов, чтобы клей разошёлся (достаточно даже 40, проверяйте, окунув палец в воду, должно быть терпимо). Если нагрев достигнет 60 градусов и больше, застывший клей будет хрупким. Банку из воды не вынимайте, накройте грелкой для чайника, чтобы клей остался в тёплом состоянии, периодически его помешивайте.
Готовим грунт
3. Размельчаем белый мел в кофемолке. Если кофемолки нет, положите куски мела в пакет, пакет положите на толстую крепкую доску и побейте мел молотком.
4. Высыпьте измельчённый мел в ступку (лучше это делать небольшими частями). Круговыми движениями пестика тщательно разотрите мел до состояния муки, чтобы совсем не было комочков, это очень важно. Меловую муку отсыпьте в отдельную посуду. Всыпьте в ступку очередную порцию мела и таким образом тщательно перетрите весь мел. Мела надо много, больше, чем клея, пусть лучше останется на следующий раз. Он расходуется очень быстро.
5. Высыпьте часть мела в тёплый клей (всё ещё стоящий на водяной бане, не перегрейте его!), плавно размешивайте в ровную смесь. Если будете мешать активно - образуются пузырьки, а нам этого совсем не надо.
Здесь вам необходимо понять, какой консистенции грунта следует добиваться. Если нужно положить заплатки на тело, грунт лучше сделать густой (консистенция сметаны), чтобы не капал с палочки и не сильно растекался. Если вы хотите перегрунтовать фигурную деталь (руки, к примеру), лучше сделать грунт пожиже, чтобы он не давал лишнего объёма, не требовал шлифовки, и его можно было бы нанести кистью или обмакнуть в него деталь. Однако, чем плотнее грунт, тем меньше пузырьков.
6. Возьмите маленькую стеклянную баночку, переложите в неё нужное для вашей работы количество грунта, поставьте на водяную баню. Если у вас есть розовый мел, размельчите его вышеописанным способом. Но тут надо очень постараться - если гранулы белого мела не так заметны и простят ваши ошибки, то плохо растёртый розовый мел проявится под лаком красными вкраплениями. Поэтому лучше взять обычную красную акварель, она состоит из пигмента и связующего вещества и по своей сути не противоречит рецепту. С оттенком красного придётся поиграть в зависимости от цвета оригинального грунта на теле пострадавшей куклы. Как правило, хорошо ведёт себя алая, ярко-красная акварель холодного оттенка. Также в тоне могут присутствовать серый (или оливковый), коричневый и желтый цвета - совсем по чуть-чуть, на кончике кисти. Иначе результат будет оранжевым или слишком темным.
7. Намочите кисточку, размочите акварель и понемногу добавляйте капли цвета в маленькую баночку с грунтом.
Вам надо достичь того цвета грунта, который виднеется на теле куклы - исследуйте шарниры, части сколов грунта. У разных кукол грунт разного цвета. Часто он розовый, но бывает и белый, и кремовый, поэтому тонировка зависит от конкретной ситуации.
Грунт в баночке во влажном состоянии должен быть такого же цвета, как сухой грунт на сколах покрытия на кукле.
Когда вам покажется, что вроде бы нормально, но можно еще добавить колера для верности - стоп! Значит, уже слишком.
Если вы планируете сверху красить краской, а не лаком, то можно грунт не тонировать. Оставьте его белым, но, впрочем, как хотите.
8. Возьмите деталь со сколом и заполните его грунтом. Если деталь фигурная, вам придётся несколько раз покрыть её жидким грунтом с тщательной просушкой каждого слоя. Совет: разогрейте духовку до 40 °С (обычно это минимальная температура у электрических духовок) и положите туда детали для просушки, дело пойдёт быстрее. Покрытие должно быть равномерным, иначе после нанесения лака цвет может проявиться пятнами.
9. Просушенный грунт кажется чуть светлее оригинального, это нормально. Откорректируйте его поверхность ножом, срезав крупные излишки, затем отшлифуйте шлифовальной губкой или шкуркой. Постарайтесь не зайти на оригинальное покрытие.
10. Возьмите очищенный шеллачный лак (в прозрачной бутылочке он золотистого янтарного цвета - см. фото ниже, слева) и кисточку из синтетического волокна. Почему именно синтетическое волокно? Потому что оно, в отличие от натурального, не склонно вылезать из кисти и не останется в вашем лаковом покрытии. Покройте заплатку из грунта лаком, стараясь не попадать на старый лак, иначе образуются потёки. Впрочем, потёки все равно появятся (это неизбежно), вам нужно их быстро стереть тряпочкой или хотя бы пальцем пока они не высохли. После высыхания лака (3-4 часа на малой площади, до суток - на большой) оцените результат и покройте лаком второй или третий раз - столько, сколько нужно. Но чем больше слоев лака, тем сильнее будет видна граница лаковых покрытий.
После покрытия лаком тут же проявляется цвет, не пугайтесь сразу, он немного поблекнет, поэтому следует обязательно подождать хорошего просыхания.
11. Если оригинальное лаковое покрытие тёмное от старости, этого цвета можно добиться либо тонировкой грунта, либо усилением цвета лака. В последнем случае надо в отдельной посуде смешать очищенный шеллачный лак с неочищенным и покрывать «заплатку» им. Но такой тонированный лак ложится более неровно и оставляет сильные потёки при повторном покрытии, так что перед этим лучше потренироваться на менее ценной поверхности. Лучше всего в этом случае использовать не кисти, а небольшие помпы, равномерно и тонко распыляющие жидкости на небольшой площади, к примеру - аэрограф, - но такие габаритные и дорогие приспособления, как аэрограф с хорошим компрессором вряд ли покупаются для эпизодического ремонта в домашних условиях.
Готовый грунт (в том числе и тонированный) можно хранить в холодильнике 2-3 дня, далее следует переложить в морозилку, иначе появится плесень. При необходимости разогревать на водяной бане, но на очень медленном огне, подложив сложенную тряпочку, иначе банки могут лопнуть.