Laibach. Тровик. Вечное солнце

Dec 24, 2021 20:59



Отчёт о посещении культурно-массового мероприятия выполнен с революционным духом опоры на собственные силы.

23 декабря 110 года чучхе (2021), в Москве состоялась встреча с творческим коллективом, организовавшим концерт словенского художественного коллектива Laibach в столице Корейской народно-демократической Республики, городе Пхеньяне. Концерт был приурочен к 90-летию Дня независимости, который широко отмечался в августе 104-го года чучхе 2015). По итогам концерта, коллектив подготовил кинофильм «День освобождения» (105-й год чучхе, 2016). А также, дополнительно, опубликовал тезисы, в виде книгопечатной продукции.

image Click to view



Полноцветный альбом «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея» выполнен на высоком профессиональном полиграфическом уровне. Также будущим читателям представили автобиографическую книгу художественного руководителя концерта Мортена Тровика, «Предатель в Северной Корее. Гид по самой зловещей стране планеты». Докладчики представили сообщение о заграничной командировке. Собравшиеся получили яркое, детальное и последовательно изложенное представление о состоянии дел в северо-корейском регионе. Встреча прошла в атмосфере радушия и общей заинтересованности.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Мортен ТРОВИК: безумный норвежец, музыкант, режиссёр
Иван НОВАК: худрук ВИА «Любляна»
Жан «Валнуар» СИМУЛЕН: художник, обладающий завидным ресурсом крови
Феликс САНДАЛОВ: книгоиздатель
ЛЮД: пять десятков очарованных людей разного возраста, с разной степени бритыми головами.

Все слова записаны в спешке и, возможно, перевраны. Цитаты Мортена Тровика даны с небольшим грамматическим искажением, чтобы передать особенности его русского произношения. Общие контуры - верные.

ЛАЙБАХ - УТОПИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Мортен ТРОВИК: Я смотрю на тоталитаризм, это моя теория, может я не прав, как на терапию. Для нас искусство - иммерсивное пространство, которое появляется на свет при контакте художника и зрителя. «Лайбах» дают вам уникальную возможность - побыть и диктатором, и фашистом, высвободить запрещённые эмоции, в достаточном защищённом контексте. И предлагают вам это почти бесплатно.

Иван НОВАК: Для «Лайбах» важна тема сверхидентификации с системой. Я бы сравнил это с фильмом Вуди Аллена «Зелиг» или «Великим диктатором» Чаплина, где он сверхидентифицируется с Гитлером. Посещая Россию или Северную Корею, мы старались слиться с окружением, старались максимально подражать. «С волками жить, по волчьи выть». Ну, а живя с овцами - действуешь, как они.

НОВАК: Мы не делаем каверы, мы делаем интерпретации. Как сказала Мария Антуанетта: «Новое, это хорошо забытое старое». А мы не верим в оригиналы. Почти всё уже сказано греческими трагедиями, Шекспиром, великой русской литературой. Мы живём в эру тоталитаризма. Всё - тоталитаризм. Он никуда не делся с уходом Гитлера, Сталина или Тито. Он - основа современного общества. Мировой неолиберальной экономики, парламентарной демократии. Из него нет выхода. Нам надо научиться жить с этой системой. Кей-поп - тоже тоталитарен. К тому же, не оригинален.

ТРОВИК: Всякая утопия обречена на провал. Потому, что мы люди, несовершенные по природе. Но меня безумно интересуют попытки её построить. Быть наблюдателем проваливающихся попыток построить утопию - моя личная утопия.

НОВАК: Капитализм - это утопия. Демократия - это утопия. Мы живём во время утопий. Я не уверен, что когда-либо какая-либо утопия будет осуществлена. Дистопия, наоборот, более реальна. «Лайбах» - утопический механизм.

Жан ВАЛНУАР: Я просто хочу, чтобы меня оставили в покое. Это моя личная утопия.


О ПОСЛЕДСТВИЯХ КОНЦЕРТА В ПХЕНЬЯНЕ

НОВАК: Мы до сих пор пытаемся понять, что такое Северная Корея. Мы верим, что должен быть осуществиться процесс объединения. Мы видели, как Ким Чен Ын вышел на переговоры с Дональдом Трампом. Я верю, что это один из результатов концерта.

ТРОВИК: Нам повезло, что в Северной Корее до 2016 года было окно либерализация. Тогда можно было делать мероприятия, подобные концерту «Лайбах». Но после... Я хочу верить, что не из-за нас... После 2016 года, произошел идеологический поворот. Всё стало строже, более жестоко. Когда я смотрю наш фильм, когда размышляю, как всё удалось провернуть... Это как сон. Я мало по мало становлюсь понимать, что у нас была уникальная возможность. В настоящий момент Северная Корея не та, в которой мы сделали концерт «Лайбах», эту интервенцию.

Обмен культурами зависит от человеческого взаимодоверия. У меня было взаимодоверие с некоторыми прогрессивными корейцами, которые существуют вне системы, но работают чиновниками. В Северной Кореи нет альтернатив. Ты не можешь быть диссидентом или отказником. Если ты более-менее прогрессивный, ты член партии. Это единственный способ быть более-менее влиятельным. Я тоже немного трикстер. Мне удалось связаться с людьми, которые также думают, что Северная Корея однажды станет более-менее нормальной страной.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

ТРОВИК: Я верю, что если будет надежда, что страны и разные культуры, системы, могут поговорить друг с другом... Многое зависит от того, что некоторые крутые парни познакомятся друг с другом и поговорят. Даже в Северной Корее так. К большому сожалению, после того, как мы использовали окно либерализации, после 2016-го это всё по внутренним идеологическим причинам стало не так. Но до этого у нас была возможность.

Моей целью никогда не было либерализовать северокорейское общество. Я не думаю что всякое общество может либерализоваться из-за того, что туда попал какой-то норвежский парень, который сделал дикую интервенцию. Не думаю, что это путь. Но это возможность рассказать о стране миру. Я очень горжусь, что мы, наверное, первый раз в истории сделали презентацию амбивалентной. Показали то, что может быть некрасивым и красивым одновременно.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Что же вы показали?

ТРОВИК: Красивое и некрасивое одновременно? Это - «Лайбах»!

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ, КАК НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

Из зала задают долгий, пространный и глубокий вопрос о концерте Laibach в Пхеньяне, как о форме неоколониализма. Или, как минимум, исполненном в данной логике.

ТРОВИК: Я попробую быть простым норвежским парнем. Во всех отношениях к другим людям, другим иностранным культура и так далее. Тот уровень аналитики, которым вы владеете, не существует в таком обществе, как Северная Корея. Такой уровень требует самостоятельности и способности размышлять. Индивидуализм. Которой с детства не существует в Корее. Даже, наоборот, постоянная пропаганда активно ему противоречит.

Я думаю, что необходимо всякое сотрудничество, и речь не только Северной Корее, и с Туркменистаном, и с Чечнёй, со многими автономными регионами даже в России, где такой уровень аналитического рассуждения не существует. У интервенционного трикстера есть только одна альтернатива: отказать или работать над конкретным мероприятием.

Я постоянно сталкиваюсь с вопросами подобными вашему. Но делаю вывод, что всегда лучше работать вместе над конкретным мероприятием. Это риск. Я, ведь, как скандинав, тоже оказался под влиянием опыта посещения Северной Кореи. Мне очень привлекательны корейские массовые мероприятия, массовая гимнастика. Мне это очень привлекательно, но одновременно очень страшно. Именно этот внутренний конфликт, который вы чётко отметили, это всегда часть моего художественного подхода. Сотрудничества именно с такими обществами.

ВЫКРИК ИЗ ЗАЛА: Давайте поговорим об умершем Евгении Головине!
Феликс САНДАЛОВ: Давайте в другой раз.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Вы прилетели. Вы развлеклись по-корейски. Вы оставили им наследие, с которым они даже не понимают, что делать. Вашу поездку можно сравнить с визитом инопланетян в «Пикнике на обочине» братьев Стругацких. Не думаете, что вы просто получили интересное развлечение за счёт странной закрытой страны?

ТРОВИК: Ну, да. Абсолютно.

Мой взгляд, взгляд западного белого путешественника. Не думаю, что наше присутствие, что-то изменит. Но мне не кажется, что у нашей культуры есть какие-то достоинства. А северокорейцы, увидев это, поймут это. Меня это мало интересует. Я всегда был очень открыт с местными. Я сказал, что не представитель ничего, кроме своей личной любопытства.

Я верю, что методики искусства могут что-то изменить. Но я очень сильный противник того, чтобы искусство становилось инструментом какой-то конкретной идеи. Это не играет роли. Это могут быть самые лучшие идеи, планы, достойные нобелевской премии. Но это не играет роли для меня. Может, я не прав. Я делаю это для себя. Если ты не готов, что твой опыт может изменит не только их, но и тебя, то ты не должен делать такие вещи.

ИЗ ЗАЛА ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ ПОЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ АКЦИЯ, ПОДОБНАЯ КОНЦЕРТУ LAIBACH, НЕ ПРИВЕЛА К РАЗВАЛУ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ, ПОДОБНОМУ РАЗВАЛУ СССР, ЮГОСЛАВИИ: Там будет замес сильнее, чем на Украине!

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Если бы вам предложили прямо сейчас сделать фестиваль в Северной Корее, кого бы повезли?

ТРОВИК: После нашей интервенции возникли, видимо, очень высокие ожидания коллег Laibach. Мне прислали много писем, например от Behemoth. Я не против, в принципе. Но пришлось бы объяснять что Северная Корея, пока не настолько открыта, чтобы представить там бегемотский концерт.

Один словенский философ. Не Жижек, которого вы все знаете. Так вот. Он ругает, что мы - фашисты. Он выглядит, как 50-летний мужчина, который хочет казаться хипстером. Так вот, он написал, что правильный рок-н-ролльный человек никогда не поехал бы в Северную Корею. Ramones никогда в жизни не поехали бы в Северную Корею. Но за неделю до этого мне написал Марки Рамон, что очень хочет попасть в Северную Корею. И умолял меня помочь сделать концерт. Я переслал его письмо философу. На что тот ответил, что бога нет.

ВАЛНУАР: [Подписывает альбомы собственной кровью. К концу автограф-сессии его рука, исколотая автоматическим скарификатором, подрагивает.]


P.S. После встречи, не удержался и попросил Мортена о совместном фото, что мне не свойственно. В личных архивах бережно храню только одно, с канадским астронавтом Крисом Хэдфилдом. Мортен - тоже покоритель иных пространств. Фотографию с ним я буду хранить также бережно.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Кто такие Laibach и почему они выступали в Северной Корее Отрывок из книги «Дни освобождения»

«Я нахожу себе дела, чтобы не думать о смерти» Интервью с Мортеном Тровиком, автором предательского путеводителя по Северной Корее

Господин блэк-метал-оформитель. Интервью с французским художником и соавтором книги про Laibach Жаном «Валнуаром» Симуленом

#прохорошее

#прохорошее, trip, interview

Previous post Next post
Up