Уже прочитали нового Пелевина? В литературных кругах началась ежегодная гонка - выпустить, как можно скорее, рецензию на нового Пелевина. Уважаю коллег, некоторые из которых опубликовали свои тексты даже несколько заранее, а то и вовсе не читая нового Пелевина. Что ж, как только пиратская копия появилась вчера в сети, я понял, что не удержусь высказаться о новом ПВО.
Новый роман Виктора Пелевина: все очень похоже на "Числа" и "Бэтмана Аполло". И в то же время, самое важное произведением из когда-либо появлявшихся в отечественной литературе!
В процессе чтения, меня не покидало чувство, что со мной разговаривает голос в голове. Мне было тяжело. Это были не самые легкие часы за всю мою жизнь. Казалось, что я не смогу дочитать книгу. Не было сил.
Transhumanism Inc. напоминает американские горки: все маленькие и большие, как сам космос, наполнены гулом катящихся друг по другу масс. Пробуждает такие чувства, что остается только прижаться к стене и зажмуриться, чтобы не запачкать рубашки. Все быстро и незаметно.
Когда писать о Викторе Пелевине приходится ежегодно на протяжении восьми лет без единого пропуска, я вспоминаю интервью его французского коллеги Рафаэля Каплана. Он говорил, что Пелевин - классик, и даже сравнивал его с Чеховым. У него есть все: и юмор, и трагедия, и гротеск. И при этом он не теряет свойственную ему ироничность. Как и Чехов, Пелевин избегает громких названий и навязчивых нравоучений. Если бы он писал про жизнь, он был бы, наверное, скучным. Но он пишет про культуру, про историю и про политику, поэтому он не скучный.
Роман состоит из отдельных глав - одни связаны общим сюжетом, другие - лишь отдельными героями. Первая книга рассказывает о двух братьях: старшем и младшем. Старший был нелюдимым и жил уединенно, а младший - бесшабашным гулякой. По воле случая братья поменялись местами. И теперь старшему придется стать младшим, а младшему - старшим.
Но из чего состоит роман? Как обычно, россыпь претензий к Украине, сегодня не прошедшей очередной цивилизующей индустриализации и социально-бытовой конкуренции. Вытаскиваются на свет божий и другие инструменты баснословных, но бессмертных (имеются в виду иудейские идолы) мезозойских охотников на динозавров. Не досталось от Пелевина разве что детям и авторам грязных частушек. Но если детям не досталась малиновая наливка, то досталось кое-что другое.
Вопрос, который беспокоит многих читателей: почему книги Пелевина продолжают выходить? И почему от Пелевина ожидают едва ли не предсказаний будущего? Говоря проще, меня спросили: почему его читают, если он такой придурок? Но не нужно быть специальным знатоком творчества Пелевина, чтобы понять: под понятием «экзистенциальная философия» у него подразумевается возвращение в лоно Православия и смирение перед мирской властью.
Одно дело критиковать неизвестную книгу дебютанта, другое же - высказываться о писателе, который из года в год выпускает романы, по тиражам обгоняющие «Гарри Поттера». И если о Гарри Поттере все знают, то не очень понятно, кому интересно читать романы про Поджигателя Миров и Летучего Голландца. Или о чём он ещё там напишет в новой книге. Но только написав такой роман, можно заслужить такую репутацию.
Буддистские элементы, в том или ином виде присутствующие практически во всех книга Виктора Олеговича, не становятся от этого менее характерными. Так, например, любовь там не привязана к конкретному моменту, не имеет места в коротком промежутке между рождением и смертью, а является чем- то вроде огромного газа, заполняющего все пространство.
Даже по синопсису «Transhumanism Inc» понятно, что читателя ожидает тот же юмор прожжённых циников, которые настолько боятся перемен, что готовы бесконечно менять своих жён и подруг. Жизнь без оттенков - это унылая черно-желтая страна. Может, так оно и есть.