Jul 01, 2010 21:50
Почему разные дети, занимающиеся танцами, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов? Почему одни дети быстрее и лучше, чем другие, осваивают новые танцевальные движения, умения и навыки? Чтобы попытаться это понять, надо обратиться к понятию «способности».
По Теплову Б.М., в понятии «способности» заключены три идеи:
1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность ребенка к танцам, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями спортивными бальными танцами, ребенок поддерживает и развивает дальше свои танцевальные способности.
Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Б.М.Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития.
К способностям, непосредственно связанным с врожденными задатками, можно отнести восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. Как раз именно эти функции необходимы для обучения на начальном этапе: «восприятие - запоминание - осмысление - уточнение». Отдельно рассмотрим темперамент. Дети различаются по типу темперамента, наличие того или иного темперамента может способствовать или препятствовать обучению танцам. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. Очевидно, что в спортивных танцах некоторое преимущество будет у холериков и сангвиников.
Кроме биологически обусловленных, у человека есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Способности не только совместно определяют успешность в какой-либо деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Поэтому не удивительно, что те дети, которые занимаются танцами, часто лучше сверстников учатся в школе.
Занятия танцами - это комплекс разнообразных видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, и эта многоплановость обеспечивает разностороннее развитие его способностей. Развиваясь в танцевальном мастерстве, ребенок сам в себе обнаруживает новые возможности, растет его самомотивация к освоению нового материала. Внешнее подтверждение его успехов в виде похвалы педагога и родителей, объективного хорошего результата на соревновании или концертном выступлении, - укрепляет положительную самооценку и уверенность в себе. И, конечно, все это самым положительном образом отражается на здоровье ребенка.
детские танцы,
здоровье,
спортивные бальные танцы,
дети