Фазовый переход Архитектуры
Сопоставимость архитектуры с миром. | Бета-Версия | Часть 1-я
Эдуард Хайман
«
Фазовый переход -…, в широком смысле - переход вещества из одной фазы в другую …». БСЭ
Это история о том, как сменяется сама сущность архитектуры, изменяясь до степени неузнаваемости, при этом совершая лишь одно - стремится соответствовать человечеству.
А в начале было «Начало», а точнее
Математические начала натуральной философии - фундаментальный труд
Ньютона, в котором он сформулировал
закон всемирного тяготения и три
закона Ньютона, заложившие основы
классической механики 1. И стало легко дышать. Мир, казалось, открыл все свои фундаментальные тайны. Все можно предсказать, все можно запланировать. 001
Детерминизм всего и вся. В детерминистском мире природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний 7. И был архитектор, который продумывал, утверждал, подавлял, наставлял. Торжество разума над хаосом. Хаос был нелюбим, он был
enfant terrible классической теории 4. Его все время пытались упорядочить. Создавали системы мер и пропорций, ортогональные сетки, направляющие, оси, задавали симметрию и театральные четкие сценарии. Торжество духа победителя. И было пространство, и не было времени, и было важно «Что?» и «Где?» 3, потому как возводилось все на века и вне времени. И Творец был велик. И величие его простиралось насколько хватало творческой амбиции и амбиции его покровителей. Закрытость и предсказуемость системы была нормой. 002
Потом изменилось представление о материи. Начав с гипотезы Макса Планка о квантах в 1900 году и пройдя через головы многих ученных включая де Бройля, Дэвидсона, Гейзенберга, Шредингера, Фридмана и Эйнштейна создавшего
Общую Теорию Относительности сформировалась квантово-механическая
картина мира 4. В ней было место, как веществу, так и полю, а пространству вернули четвертое измерение - время, с тех пор это единое пространство-время. 003 Вместе с этим архитектурное сообщество вяло отреагировало на такие перемены в науке. Но зато оно очень открыто отозвалось на социальные процессы, происходящие у человечества в связи с новым переустройством мира: двумя мировыми войнами, бурным развитием социалистическо-коммунистических воззрений на политическую реальность, на идеи свободы и равенства. Новая научная картина мира воспринималась интуитивно и поверхностно. Вообще гуманитарному сообществу осмыслить столь сложные научные процессы задача не из легких, что является следствием не совпадения языков восприятия реальности. Формирование метафорического языка для понимания естественнонаучных сущностей только начиналось. В тоже время Относительность и Неопределенность, которая стала ключевыми словами научных открытий удивительным образом
коррелировала с социально-политическими переменами. Вся западная цивилизация шла параллельно с наукой, познавая схожие процессы. И вот путь от художественности к научности через технологичность начался уже с сильного рывка
Баухауза и
ВХУТЕМАСа в 20-х годах и появления на их базе новой междисциплинарной специальности названной просто -
дизайн. Желание соединить художественное и технологическое в единый процесс стало, возможно, началом формирования нового формального языка продвигающего общую неклассическую парадигму. Новое промышленное мышление, формирующееся в этих школах, постепенно генерировало новую материальную среду, работая с метафорами нового времени.
А дальше было публичное извинение президента Международного союза чистой и прикладной математики сэра Артура Лайтхилла. Извинение был принесено от имени своих коллег за то, что в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайне мере, с 1960года, что этот детерминизм является ошибочной позицией 7. Именно в 60-е года происходит подлинный прорыв в понимании процессов самоорганизации в самых разных явлениях природы и техники. В математике это теория особенностей (А. Пуанкаре, А.А.Андронов, Уитни) и теория катастроф (Р. Том, К. Зиман, В.И. Арнольд). В физике, химии и биологии - это работы И. Пригожина и возглавлявшейся им Брюссельской школы по термодинамике 4. Только перечень исследований поражает своими колоссальными размерами: теория генерации лазера; колебательные химические реакции основы биоритмов живого; теория диссипативных структур; теория турбулентности; теория эволюционного автокатализа; исследование неравновесных структур плазмы в термоядерном синтезе; теория активных сред и биофизические приложения самоорганизации; открытие динамического хаоса; создание математической теории катастроф; формирование эволюционной теории автопоэзиса живых систем. Итогом этих исследований стало возникновение нового научного направления -
теории неравновесных процессов. По сути, происходит формирование новой познавательной парадигмы самоорганизации, в контексте которой Герман Хакен в 1970 году вводит в научный обиход неологизм «синергетика» для обозначения нового междисциплинарного направления исследований сложных самоорганизующихся систем 2. Реальная Вселенная представляется теперь Нелинейной Вселенной. В ней законы природы выражают не определенность, а возможность и вероятность. Случайности в этой вселенной играют фундаментальную роль, а ее наиболее характерным свойством являются процессы самоорганизации, в которых и сам хаос играет конструктивную роль 4.
На головы творческой общественности направляется поток новых терминов:
флуктуация,
аттрактор,
бифуркация,
фрактал,
самоорганизация,
динамический хаос и многие другие. «Они ведь все, Очкарики, такие. Им главное название придумать. Пока не придумал, смотреть на него жалко, дурак дураком. Ну а как придумал какой-нибудь гравиконцентратор, тут ему словно все понятно становится, и сразу ему жить легче»10 писали Стругацкие в своей повести «Пикник на обочине» где мир переживает погружение в неопределенность новых законов реальности. 004
Именно с этого периода можно считать, что фазовый переход архитектуры начался.
Культурное сообщество претерпевает
Культурный шок (термин, возникший в это самое время). По словам Добрицыной, оно испытывает вначале
экзистенциональную тоску по порядку, но и осознанно учится жить в перманентно нестабильном мире 6. В 1970-х появляется спасительная метафора: мир - «текст», который открыт для бесчисленного числа интерпретаций и представлен как хаотическое смешение равноправных смыслов 6. Но и само понятие текст можно считать интерпретацией научного понятия - информация, где в отличие от текста информация оценивается независимо от ее смысла 11. Такой подход был сформирован Шенноном в исследованиях новой науке об информации -
Кибернетике, которая занимается изучением систем способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования 12. Но, не исключив смысл из текста, к нему при этом применяются процедурные игры подобные тем, которые применяются к информации. Такой подход становится оплотом трудов таких философов как
Деррида,
Лейбниц,
Хайдеггер,
Делез,
Фуко. Теперь на культурную общественность направляется следующий поток неологизмов: недосказанность, незавершенность, бесструктурность,
ризома, ирония,
синтагма,
след,
игра, случай, анархия,
нарратив,
складка и многие другие. Такое изменение языковой среды, как философской, так и научной, позволяет свести раздробленное понимание мира к некой гипотетической общности всего сущностного. При этом каждая дисциплина ведет собственный поиск универсальных законов. Герман Хакен высказывал надежды, что когда нам удастся найти законы, применимые к широкому кругу самых различных сложных систем, «на нас снизойдет озарение и мы сможем постичь их внутреннюю сущность» 11.
Здесь начинается архитектура постмодернизма. В ней работа со смыслом-текстом является главным формообразующим фактором. По сути, изобретается два параллельных языка: научный и философский. Научный - язык Синергетики, Философский - Язык Постмодернизма. Философский язык, как наиболее близкий как по форме, так и по содержанию к искусству вообще и к архитектуре в частности перерабатывается в формальный язык архитектуры. Словами М.А.Можейко «Парадигмальные матрицы нелинейного описания хронологически параллельно, но содержательно независимо друг от друга вырабатываются и в рамках синергетической, и в рамках постмодернистской традиций» 5.
Итак, нелинейность становится парадигмой общества, вбирая постепенно в себя все больше научных дисциплин и направлений в искусстве.
Архитектура в это время усердно производит и употребляет интерпретации и метафоры. Рейзер+Умемото считают, что фактически, все мифы и интерпретации происходят непосредственно из физических явлений и эта формула необратима. «Когда Вы пытаетесь создать факт на языке мифа, то вместе с архитектурой это только порождает больше языков принимающих роль иллюстраций или аллегорий 9. Архитектура - иллюстрация понимания новой вселенной. Именно это обстоятельство наибольшим образом в дальнейшем будет отличать постмодернистов от архитекторов «Новой Волны». Язык в архитекторе несет в себе пока максимум экспрессивных и информационно-трансляционных функций. Постмодернизм это скорей игра в реальность, нежели взаимодействие с самой реальностью. И она начинается с оперирования привычными составляющими окружающей жизни, такими как история, традиции, контекст, политика, стили и мода. Главная опора в таких процедурах память. Архитектура остается произведением авторского искусства, где Творец обладатель всех прав на произведение, и на форму, и на метафоры, оно остается закрытой системой. И главный вопрос в архитектуре - "что это означает?" 9.
А в это время, а именно в 1969 году в США с появления сети ARPANET 14 берет начало антропно-компьтерная открытая самоорганизующаяся система, названная в дальнейшем просто -
интернет. А он в затем породит еще одну мощную для архитектуры метафору «
гипертекст», но об этом ниже.
А между тем изобретение новых методов мышления продолжалась. Чарльз Дженкс вводит понятие мотивации, которое означает, что архитектурная форма представляет собой знак, побуждающий воспринимающего к определенной реакции 6. Приобретенная архитектурой реактивность теперь будет только усиливаться, коммуникативные функции языков, которыми оперирует архитектура, постепенно будут выходить на передний план.
Архитектура теперь не заключена в рамках определенного исторического стиля она разбивается на авторские стилевые языки, из которых формируется общий культурологический поток. Сама
эмерджентность постмодернизма вписывала его в собственную парадигму.
Постепенно язык мутирует, осмысляя научно-философские теории, и настает время деконструктивизма.
Текст освобождается от закрепленных в нем законов языка 6. Из архитектурного текста все больше уходят привычные составляющие окружающей жизни (что вижу, о том и пишу). Пройдя период адаптации постмодернизмом, архитектурный взор обращается уже к абстрактным сущностям природы. Смысл теряет свое значение; память изымается из архитектурного образа. Теперь исследуются обобщенные законы вселенной, главный из которых неопределенность. Архитектор экспериментирует, оперируя новыми научно-философскими субстанциями. Значимыми становятся энергия, сила, взаимодействия, процессы, скорость. Так Альдо Росси в своей книге 1981 года «Научная Автобиография» задает зависимость материи и энергии как фундаментальную основу архитектуры. Он описывает отчет физика Макса Планка о рассказе, в котором каменщик с большим усилием поднимал каменный блок на крышу дома: «Каменщик был поражен фактом, что израсходованная энергия не теряется. Она не уменьшаясь оставалась в резерве много лет скрытая в каменном блоке до того дня когда случается что блок соскальзывает с крыши и падая на голову прохожего и убивает его... В архитектуре, такое исследование также, несомненно, вплотную связанно с материалом и с энергией; и если Вы не в состоянии принять во внимание это, то невозможно постигнуть ни одного здания, как с технической точки зрения, так и с композиционной. В использовании каждого материала должно быть предчувствие его места в конструкции и его трансформации» 9. И главным вопросом становится «как это делается?»
Между делом в 1981 году фирма IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC на базе микропроцессора 8088 15. Проникновение компьютера в архитектурную деятельность началось.
001
002
003
004
перейти к
Части 2-йскачать
статью в PDF