Фазовый переход Архитектур (Часть 1-я)

Oct 02, 2008 15:54



Фазовый переход Архитектуры
Сопоставимость архитектуры с миром. | Бета-Версия | Часть 1-я
Эдуард Хайман

«Фазовый переход -…, в широком смысле - переход вещества из одной фазы в другую …». БСЭ

Это история о том, как сменяется сама сущность архитектуры, изменяясь  до степени неузнаваемости, при этом совершая лишь одно - стремится соответствовать человечеству.

А в начале было «Начало»,  а точнее Математические начала натуральной философии - фундаментальный труд Ньютона, в котором он сформулировал закон всемирного тяготения и три закона Ньютона, заложившие основы классической механики 1. И стало легко дышать.  Мир, казалось, открыл все свои фундаментальные тайны.  Все можно предсказать, все можно запланировать. 001  Детерминизм всего и вся. В детерминистском мире природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний 7.  И был архитектор, который продумывал, утверждал, подавлял, наставлял. Торжество разума над  хаосом. Хаос был нелюбим, он был enfant terrible  классической теории 4. Его все время пытались упорядочить. Создавали системы мер и пропорций, ортогональные сетки, направляющие, оси, задавали симметрию и театральные четкие сценарии. Торжество духа победителя. И было пространство, и не было времени, и  было важно «Что?» и «Где?» 3, потому  как возводилось все на века и вне времени.  И Творец был велик. И величие его простиралось насколько хватало творческой амбиции и амбиции его покровителей. Закрытость и предсказуемость системы была нормой. 002

Потом  изменилось представление о материи. Начав с гипотезы Макса Планка о квантах в 1900 году и пройдя через головы многих ученных включая де Бройля, Дэвидсона, Гейзенберга, Шредингера, Фридмана и Эйнштейна создавшего Общую Теорию Относительности  сформировалась квантово-механическая  картина мира 4.  В ней было место, как веществу, так и полю, а пространству вернули четвертое измерение - время, с тех пор это единое пространство-время. 003 Вместе с этим архитектурное сообщество вяло отреагировало на такие перемены в науке. Но зато оно очень открыто отозвалось на социальные процессы, происходящие у человечества в связи с новым переустройством мира:  двумя мировыми войнами, бурным развитием социалистическо-коммунистических воззрений на политическую реальность, на идеи свободы и равенства.  Новая научная картина мира воспринималась интуитивно и поверхностно. Вообще гуманитарному сообществу осмыслить столь сложные научные процессы задача не из легких, что является  следствием не совпадения языков восприятия реальности. Формирование метафорического языка для понимания естественнонаучных сущностей только начиналось. В тоже время Относительность и Неопределенность, которая стала ключевыми словами научных открытий удивительным образом коррелировала с социально-политическими переменами.  Вся западная цивилизация шла параллельно с наукой, познавая схожие процессы.  И вот путь от художественности к научности через технологичность начался уже с сильного рывка Баухауза и ВХУТЕМАСа в 20-х годах и появления на их базе новой междисциплинарной специальности названной просто - дизайн.  Желание соединить художественное и технологическое в единый процесс стало, возможно, началом формирования нового формального языка продвигающего общую неклассическую парадигму. Новое промышленное мышление, формирующееся в этих школах, постепенно генерировало новую материальную среду, работая с метафорами нового времени.

А дальше было публичное извинение президента Международного союза чистой и прикладной  математики сэра Артура Лайтхилла. Извинение был принесено от имени своих коллег за то, что в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайне мере, с 1960года, что этот детерминизм является ошибочной позицией 7.   Именно в 60-е года происходит подлинный прорыв в понимании  процессов самоорганизации в самых разных явлениях природы и техники.  В математике это теория особенностей (А. Пуанкаре, А.А.Андронов, Уитни) и теория катастроф (Р. Том, К. Зиман, В.И. Арнольд). В физике, химии и биологии - это работы И. Пригожина и возглавлявшейся им Брюссельской школы по термодинамике 4.  Только перечень  исследований поражает своими колоссальными размерами: теория генерации лазера; колебательные химические реакции основы биоритмов живого; теория диссипативных структур; теория турбулентности; теория эволюционного автокатализа; исследование неравновесных структур плазмы в термоядерном синтезе; теория активных сред и биофизические приложения самоорганизации; открытие динамического хаоса; создание математической теории катастроф; формирование эволюционной теории автопоэзиса живых систем.  Итогом этих исследований стало возникновение нового научного направления  -  теории неравновесных процессов. По сути, происходит формирование новой познавательной парадигмы самоорганизации, в контексте которой Герман Хакен в 1970 году вводит в научный обиход неологизм «синергетика» для обозначения нового междисциплинарного направления исследований сложных самоорганизующихся систем 2.  Реальная Вселенная представляется теперь Нелинейной Вселенной. В ней законы  природы выражают не определенность, а возможность и вероятность. Случайности в этой вселенной играют фундаментальную роль, а ее наиболее характерным свойством являются процессы самоорганизации, в которых и сам хаос играет конструктивную роль 4.

На головы творческой общественности направляется поток новых терминов: флуктуация, аттракторбифуркация, фрактал, самоорганизация, динамический хаос и многие другие. «Они ведь все, Очкарики, такие. Им главное  название  придумать. Пока не придумал, смотреть на него жалко, дурак дураком. Ну а как придумал какой-нибудь гравиконцентратор, тут ему словно все понятно  становится,  и сразу ему жить легче»10 писали Стругацкие в своей  повести «Пикник  на обочине» где мир переживает погружение в неопределенность новых законов реальности.  004

Именно с этого периода  можно считать, что фазовый переход архитектуры начался.

Культурное сообщество претерпевает Культурный шок (термин, возникший в это самое время). По словам Добрицыной, оно испытывает вначале экзистенциональную тоску по порядку, но и осознанно учится жить в перманентно  нестабильном мире 6. В 1970-х появляется спасительная метафора: мир - «текст», который  открыт для бесчисленного числа интерпретаций и представлен как хаотическое смешение равноправных смыслов 6. Но и само понятие текст можно считать интерпретацией научного понятия - информация, где в отличие от текста информация оценивается независимо от ее смысла 11. Такой подход был сформирован Шенноном в исследованиях новой науке об информации - Кибернетике, которая занимается изучением систем способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования 12.  Но, не исключив смысл из текста, к нему при этом применяются процедурные игры подобные тем, которые применяются к информации.  Такой подход становится  оплотом трудов таких философов как ДерридаЛейбницХайдеггер, Делез, Фуко. Теперь на культурную общественность направляется следующий поток неологизмов: недосказанность, незавершенность, бесструктурность, ризома, ирония, синтагма, след, игра, случай, анархия, нарратив, складка и многие другие. Такое изменение языковой среды, как философской, так и научной, позволяет свести раздробленное понимание мира к некой гипотетической общности всего сущностного. При этом каждая дисциплина ведет собственный поиск  универсальных законов. Герман Хакен высказывал  надежды, что когда нам удастся найти законы, применимые к широкому кругу самых различных сложных систем, «на нас снизойдет озарение и мы сможем постичь их внутреннюю сущность» 11.

Здесь начинается архитектура постмодернизма. В ней работа со смыслом-текстом является главным формообразующим фактором. По сути, изобретается два параллельных языка: научный и философский. Научный - язык Синергетики, Философский - Язык Постмодернизма.  Философский язык, как наиболее близкий как по форме, так и по содержанию к искусству вообще и к архитектуре в частности перерабатывается в формальный язык архитектуры. Словами М.А.Можейко «Парадигмальные матрицы нелинейного описания хронологически параллельно, но содержательно независимо друг от друга вырабатываются и в рамках синергетической, и в рамках постмодернистской традиций» 5.

Итак, нелинейность становится парадигмой общества, вбирая постепенно в себя все больше научных дисциплин и направлений в искусстве.

Архитектура в это время усердно производит и употребляет интерпретации и метафоры. Рейзер+Умемото считают,  что фактически, все мифы и интерпретации происходят непосредственно из физических явлений и эта формула  необратима. «Когда Вы пытаетесь создать факт на языке мифа, то вместе с архитектурой это только порождает больше языков  принимающих роль иллюстраций или аллегорий 9. Архитектура - иллюстрация понимания новой вселенной.  Именно  это обстоятельство наибольшим образом в дальнейшем  будет отличать постмодернистов от архитекторов «Новой Волны». Язык в архитекторе несет в себе пока максимум экспрессивных и информационно-трансляционных функций. Постмодернизм это скорей игра в реальность, нежели взаимодействие с самой реальностью.  И она начинается с оперирования  привычными составляющими окружающей жизни, такими как история, традиции, контекст, политика, стили и мода. Главная опора в таких процедурах память. Архитектура остается произведением авторского искусства, где Творец обладатель всех прав на произведение, и на форму, и на метафоры, оно остается закрытой системой. И главный вопрос в архитектуре - "что это означает?" 9.

А в это время, а именно в 1969 году в США с появления сети ARPANET 14 берет начало антропно-компьтерная открытая самоорганизующаяся система, названная в дальнейшем просто - интернет. А он в затем породит еще одну мощную для архитектуры метафору «гипертекст», но об этом ниже.

А между тем изобретение новых методов мышления продолжалась.  Чарльз Дженкс вводит понятие мотивации, которое означает, что архитектурная форма представляет собой знак, побуждающий воспринимающего к определенной реакции 6. Приобретенная архитектурой реактивность теперь будет только усиливаться,  коммуникативные функции языков, которыми оперирует архитектура, постепенно будут выходить на передний план.

Архитектура теперь не заключена в рамках определенного исторического стиля она разбивается на авторские стилевые языки, из которых формируется общий культурологический поток. Сама эмерджентность постмодернизма вписывала его в собственную парадигму.

Постепенно язык мутирует, осмысляя научно-философские теории, и настает время деконструктивизма.

Текст освобождается от закрепленных в нем законов языка 6. Из архитектурного текста все больше уходят привычные составляющие окружающей жизни (что вижу, о том и пишу). Пройдя период адаптации постмодернизмом, архитектурный взор обращается уже к абстрактным сущностям природы. Смысл теряет свое значение; память изымается из архитектурного образа. Теперь исследуются обобщенные законы вселенной, главный из которых неопределенность. Архитектор  экспериментирует, оперируя новыми научно-философскими субстанциями. Значимыми становятся  энергия, сила, взаимодействия, процессы, скорость. Так Альдо Росси в своей книге 1981 года «Научная Автобиография» задает зависимость материи и энергии как фундаментальную основу архитектуры. Он описывает отчет физика Макса Планка о рассказе,  в котором  каменщик с большим усилием поднимал каменный блок на крышу дома: «Каменщик был поражен фактом, что израсходованная энергия не теряется. Она не уменьшаясь оставалась в резерве много лет скрытая в каменном блоке до того дня когда случается что блок соскальзывает с крыши и падая на голову прохожего и убивает его... В архитектуре, такое исследование также, несомненно, вплотную связанно с материалом и с энергией; и если Вы не в состоянии принять во внимание это, то невозможно постигнуть ни одного здания, как с технической точки зрения, так и с композиционной. В использовании каждого материала должно быть предчувствие его места в конструкции  и его трансформации» 9.  И главным вопросом становится «как это делается?»

Между делом в  1981 году фирма IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC на базе микропроцессора 8088 15. Проникновение компьютера в архитектурную деятельность началось.

001
      

002
      

003
      

004
      

перейти к Части 2-й
скачать статью в PDF

исследование, статья, текст

Previous post Next post
Up