Фазовый переход Архитектуры
Сопоставимость архитектуры с миром. | Бета-Версия | Часть 2-я
Эдуард Хайман
Постепенно усложняется не только смысловой язык архитектуры, но и формальный язык, что требует новых технологий, новых специалистов и новых специализаций 005. Архитектурно-строительная практика расслаивается на составные части. Усложняются инженерные системы, конструкции, материалы. Вынужденная междисциплинарность включает архитектурную деятельность в канву общих синергетических изысканий.
Текст, как понятие изначально более близкое для архитектурного сообщества, постепенно вместе с проникновением в жизнь компьютерных технологий трансформируется в более широкий термин информация.
Между тем человеческий Мир быстро меняется. Понимание, что человечество может быть конечно становится очевидным. Политическая, социальная, экологическая ситуация на планете как будто притворяют в жизнь синергетические исследования нестабильности. Необходимость изменения общей мировоззренческой парадигмы обусловлена. По словам Пригожина: «Возникающая синергетическая картина мира включает в себя человека, где человек призван осознать свою роль и ответственность в единстве сотворчества с природой, необходимость подчинения законам
коэволюции. Для этого ему предстоит лучше понять и мир и себя, свой природный и социальный генезис, законы мышления; отрефлектировать то, как понимает, моделирует реальность» 2.
Необходимость оперировать «сложностью» это не простая прихоть времени. Архитектура это в первую очередь среда, которая заполняется функциями, людьми, процессами. Это как упаковка, в которую все это сложено более или менее упорядочено. И если ранее посредством не самых затейливых операций можно было в упаковку все нехитрое содержимое уложить, то теперь все то, что лежит внутри нее представляется как сложные и взаимодействующие системы. А это означает, что уже невозможно поместить содержимое в упаковку аккуратно и естественно при этом, не изобретая какие-либо новые методики и решения, тем самым изменяя как внутреннюю, так и внешнюю структуру. И здесь не только вопрос восприятия сложности как таковой, но также и освоение мультидисциплинарного подхода, который связан с необходимостью поддержания расширяющейся архитектурной инфраструктуры и привлечением новой информации их других дисциплин. Большую роль как связующее в вопросе преодоления барьеров между языками разных дисциплин послужило явление
гипертекста. Содержащий в себе узлы перехода от одного текста к другому (преимущественно в интернете), он становится метафорой связности и в тоже время позволяет реально ускорить процесс познания или транслирования информации. Гипертекст - это действительное воплощение идеи живого текста. Архитектура с этим понятием получает сильный импульс в направлении коммуникативных функций.
Архитектор начал вести диалог с компьютером.
Компьютер вторгается в архитектурную деятельность как носитель потенциала творческой деятельности. Он постепенно становится и инструментом реального проектирования, и главной опорой всего футуристического. Грег Линн начиная с 1993 года выпускает несколько культурологических и архитектурных трудов, которые становятся точкой бифуркации в процессе фазового перехода архитектуры. Его принципы формообразования Bleb (Пузырь), Blob (Блоб), Fold (Складка), Flower (Цветок), Shred (Лоскут), Branch (Ветвь), Skin (Кожа), Strand (Переплетение), Teeth (Зубы), Lattice (Пространственная решетка) становятся грамматикой нового архитектурно-компьютерного языка. Архитектура осваивает новые области языкознания - языки программирования. Постепенно человек учится моделировать вторую реальность - виртуальную.
Архитектура уходит в гиперпространство.
Там Архитектура теряет всякую историческую и пространственную привязанность. Для нее это время собственных грез о самой себе, где она может то, что не способна в вещественном мире. Но уйдя в виртуальность в самом начальном этапе развития мощностей персональных компьютеров и интернета, архитектура не смогла там долго продержаться. Ограниченность технологий и «словарного запаса» не позволяет развить большинство идей в полной мере. Тяга к вещественному поманила в реальный мир. Моделирование объектов, процессов для реальности становится постепенно первичной задачей.
Разработка коммуникативных процедур становится новым жанром творческой деятельности, к которой подключаются специалисты сторонних дисциплин. Архитектору теперь для достижения цели необходимо не только проектировать сам объект, а скорее проектировать сам процесс проектирования. Полностью включив понятие процесса в познание архитектурной деятельности, что приводит к парадоксу неопределенности и неустойчивости. «Но сама неустойчивость времени, проживаемая зданием», - по мнению Рейзер+Умемото - «по существу является частью силы, которая в целом стимулирует дисциплину к инновациям, к которым оно постоянно адресует вопросы по новым и изменяющимся проблемам 9. Теперь архитектор должен сконцентрироваться на том «Как?» и «Когда?» 3, а словами Костаса Терзидиса Архитектура превращается, в «Алготектуру» 17 подчеркнув разницу с сущностью предшествующей архитектуры.
Языки это и упаковка и аппарат для переноса информации, которая воспринимается подчас, как главный строительный материал нашего мира, приобретают основополагающее значение для формирования дисциплин. То, что раньше было свойственно математике, когда для каждой новой теории придумывается новый математический аппарат, становится естественным и для других дисциплин. Для Антонио Саджио информация в архитектуре «прежде всего это "коммуникация" которая обучает, развлекает или рекламирует (это не случайно, что нынешние здания возвращаются к повествованию историй); кроме того, информация также составляет "инфраструктуру производства" для мультидисциплинарного развития проектов и будущего управления зданиями. Но наиболее важно, что присутствие информации в нынешнем обществе является настолько существенным, что это стало "эстетическим вызовом". Прогрессивные архитекторы по всему миру пытаются создать поколение зданий и пространств, которые "сознательны" и готовы к изменениям эксплуатационных условий и социальных структур, вызванными информационными технологиями, а значит, способны к выражению такого вида революции» 13.
Архитектор это не обладатель двух языков, человеческого и некого архитектурного - это теперь полиглот, обладающим большим набором языковых аппаратов включающий компьютерные, физические, биологические, социальные, математические, философские, а также формальные и процессные и так множество других. Это стало возможным благодаря общей природе языков проистекающих из синергетического понимания мира. 006
Освоение компьютерного потенциала к творению приобретает лавинообразный характер. Интерактивность, Самоорганизация, Эволюционные системы становятся ключевыми словами, как науки, и философии, так и искусства. Исследования и познание организации мира, вселенной ведутся с нарастающей силой. Архитектор в этом процессе осваивает новые языки методологии, практики, теории, позволяющие ему отвечать на возникающие вопросы и проблемы. Разные специалисты учат компьютер работать с процессами хаоса, самоорганизации, генерациями, взаимодействиями, в то время как архитектор учится с помощью этого творить. Разрабатываются растущие, делящиеся, изменяющиеся, текучие, газообразные, говорящие, чувствующие, самовоспроизводящие, реагирующие системы. Архитектура исследует мир людей природы и техники вместе с обществом, познавая его, и каждый раз поражаясь им. Архитектура не просто сводится к контейнеру и его содержимому, в ней существует динамический обмен между жизнью материи и материей нашей жизни 9. Среда стала настолько подвижной, что теперь, следует сфокусироваться на вопросе "что это делает?" 9. 007
Главным одновременно и целью и средством так называемого Фазового перехода архитектуры является язык во всем его многообразии значений. Язык это любая знаковая система, используемая для сбора, обработки, хранения и распространения информации. В разные промежутки фазового перехода преобладание функций языков различны. Язык архитектуры из единого потока, специализируясь, разделился на множество специфичных языков, каждый из которых выполняет собственную функцию и имеет собственную нишу в междисциплинарной архитектуре. Эмерджентность языкового поля создает уникальную творческую среду. В ней языковые поля разных научных и культурных деятельностей накладываются через языковые платформы смежных дисциплин. А между тем только начинают проникать в сферу понимания архитектуры исследования нанотехнологий и искусственного интеллекта. На искусство, культуру, науку и философию накладывается принцип максимальной связности или причинности. Фактически вводится новый тип исторической,
холистической причинности, когда событие определяется всеми событиями системы, в том числе, синхронным, ее историей и настоящим, своего рода -
немарковский Универсум 2. Пригожин был убежден, что мы приближаемся к точке бифуркации, которая связана с прогрессом в развитии информационных технологий и со всем тем, что к ним относится, как-то: средства массовой информации, робототехника и искусственный интеллект. «Это - "общество с сетевой структурой" (networked society) с его мечтами о
глобальной деревне» 8.
А между тем в 2008 году запущен
Большой адронный коллайдер. Развитие продолжается, и фазовый переход архитектуры начавшейся в 60-х еще далек от завершения. Ответы на вопросы порождают новые вопросы. История архитектуры это история вопросов, но как говорят Рейзер+Умемото: «Архитектура делает новую историю; история не делает новую архитектуру» 9. На данный момент главенствующим стал вопрос "что это делает?", но это не означает, что он не сменится на более актуальный вопрос и развитие чуткости к этому миру и его процессам позволит своевременно задать его. 008
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. ru.wikipedia.org/wiki/Начала_Ньютона
2. Буданов В.Г. Методология Синергетики в Постнеклассической Науке и в Образовании. Издю 2-е, испр. - М.:Издательство ЛКИ, 2008. - стр. 8-14, 33-44 (Синергетика в Гуманитарных науках.)
3. Ole Bouman. Architecture, Liquid, Gas. / Architectural Design. 4dspace: Interactive Architecture. Vol. 75, No. 1 Jan/Feb 2005 стр. 14-22
4. Философия науки. / под ред. С.А. Лебедева, Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. И доп. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. - стр. 611-312 - («Gaudeamus»)
5. М.А.Можейко.
Становление теории нелинейных динамик в современной культуре. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм. Монография. Минск: БГЭУ, 1999
6. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки. Диссертация. М.: НИИТАГ, 2007 - стр. 27-35, 81-109.
7. Пригожин И.
Философия Нестабильности. Вопросы нестабильности № 6, стр. 46-57, 1991
8. И. Пригожин.
Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям. Пер. с англ. / Б. Князевой. Перевод статьи, опубликованной в Бюллетене Всемирной федерации исследования будущего: Prigogine I. The Die Is Not Cast // Futures. Bulletin of the World Futures Studies Federation. Vol. 25, No. 4. January 2000. стр. 17-19.
9. Reiser + Umemoto. Atlas of novel tectonics. NY.: Princeton Architectural Press, 2006 - стр. 18-34.
10. Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине. 1972.
11. Герман Хакен. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Пер. с англ. / Ю.А. Данилова и А.В. Беркова. Изд. 2-е, доп. М.: КомКнига, 2005. - стр. 23-24, 33-34.
12. Силков С.В. Кибернетика. / История философии. Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. (Мир энциклопедий), интернет-изданье "Яндекс", 2006
http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy13. Antonino Saggio. Information. / The Metapolis Dictionary of Advanced Architecture. City, technology and society in the information age. Actar, 2003. - стр. 343.
14.
http://ru.wikipedia.org/wiki/интернет15.
http://www.volsu.ru Классификация компьютеров
16. Architectural Design. Morphogenetic Design. Vol. 76, No. 2. March/April 2006, стр. 12-69.
17. Kostas Terzidis. Algorithmic Architecture. Изд. 3-е - Architectural Press, 2008. - стр. 37-38.
005
006
007
008
перейти к
Части 1-й другие мои статьи