Исламская акыда (доктрина) 1ч.

Apr 21, 2010 12:42




Исламская акыда - это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, вера в Судный день, а также вера в «када и кадар» (судьбу и свойства вещей, инстинктов и органических потребностей человека), исходящих - как хорошее, так и плохое - от Всевышнего Аллаха. Вера - это решительное утверждение, которое соответствует реальной действительности и имеет доказательства, поскольку если утверждение не имеет доказательства, то оно не может быть решительным и, следовательно, не может считаться верой.

Если в утверждении отсутствует доказательство, то оно не имеет решительности, и считается всего лишь простым утверждением какой-либо информации, но не верой. Согласно этому, утверждение должно иметь доказательство, чтобы быть решительным, т.е. быть верой. Из этого следует, что необходимо обязательное наличие доказательства всему, во что требуется вера, чтобы утверждение этого могло достигать степени веры. Наличие доказательства является основным условием существования веры, невзирая на то, является ли это доказательство правильным или же неправильным.

Доказательство бывает либо умственным (аклий далил), либо передаваемым (наклий далил). Фактором, определяющим доказательство умственное оно или передаваемое, является реальность вопроса, относительно которого приводится доказательство, для того чтобы верить в него. Если вопрос является ощутимой реальностью, которая находится в пределах восприятия чувств человека, то его доказательство, безусловно, является умственным. Если же реальность вопроса неощутима органами чувств, то его доказательство является передаваемым. В силу того, что само передаваемое доказательство не находится в области чувств человека, то это доказательство необходимо рассматривать как доказательство, которое пригодно для использования в вере, основываясь на том, что это доказательство утверждается таковым с помощью умственного доказательства.

Человек, рассматривающий вопросы, в которые исламская акыда требует веру, находит, что доказательство веры в Аллаха является умственным, т.к. реальность вопроса является ощутимой, а именно - это существование Создателя всех постигаемых и ощутимых существ. Однако доказательство веры в ангелов является передаваемым, т.к. органы чувств человека не в силах ощутить существование ангелов. Ангелы сами по себе не постигаются разумом человека, а также не постигается разумом что-либо, указывающее на их существование.

Что касается веры в книги, ниспосланные Аллахом, то здесь следует обратить внимание на следующее: если речь идет о вере в Коран, то доказательство веры в него является умственным, ибо Коран ощущается и понимается, а также во все времена ощущается и постигается разумом его недосягаемость для человеческих возможностей. Если же речь идет о вере в другие книги, такие как Тора, Евангелие, Псалмы, то доказательства веры в них являются передаваемыми, ибо то положение, что эти книги были ниспосланы Аллахом, не постижимо разумом во все времена. Это постигалось разумом только лишь во времена существования посланников, которые принесли эти книги, т.е. понималось посредством тех чудес (муджиза), которые были в их времена. Эти чудеса завершились с завершением своего времени, и после своих обладателей они уже не постигаются разумом. Передается лишь сообщение, которое говорит о том, что эти книги от Аллаха, и что они были ниспосланы посланникам. Поэтому, доказательство веры в эти книги является передаваемым, а не умственным, в силу не способности разума во все времена осознать то, что они являются речью Аллаха из-за неспособности человека осознать посредством своих органов чувств их недосягаемость для человеческих возможностей.

Вопрос веры в посланников аналогичен вышесказанному. Рассматривая доказательство веры в Посланника Мухаммада (с.а.с.), становится понятным, что оно является умственным, поскольку осознание того, что Коран - это речь Аллаха, и что он принесен Мухаммадом (с.а.с.), вполне ощутимо органами чувств человека. С осознанием Корана осознается, что Мухаммад (с.а.с.) - Посланник Аллаха. Осознание этого вполне доступно во все времена и для всех поколений.

Что касается доказательства веры в остальных пророков, то оно является передаваемым, поскольку доказательство пророчества этих пророков - это их чудеса, которые ощущались исключительно теми, кто жил в их время. Те же, кто были после них, вплоть до нашего времени, и те, кто будут до Судного дня, не ощущали и не ощутят эти чудеса. Поэтому нет ощутимого доказательства веры в их пророчество. Таким образом, доказательство их пророчества является не умственным, а передаваемым. А что касается доказательства пророчества Мухаммада (с.а.с.), то это - его чудо (муджиза). Данное доказательство существует, оно ощущаемо, и это - Коран. Поэтому доказательство веры в его пророчество является умственным.

Что касается доказательства Судного дня, то оно является передаваемым, так как Судный день неощутим. Доказательство «када и кадар» (судьбы и предназначения) является умственным, ибо «када» - это действие человека, которое, помимо его воли, исходит от него или относительно него. Это же является ощущаемым, а потому, «када» имеет умственное доказательство. «Кадар» - это свойство, которое человек вызывает в вещи, как, например сжигание, присущее огню, резание, присущее ножу. Это свойство ощущается органами чувств человека, и поэтому, доказательство «кадар» также является умственным.

Вышесказанное касалось видов доказательств исламской акыды. Теперь разберем доказательства положений акыды в отдельности. Что касается доказательства существования Аллаха, то оно присутствует во всем. Существование ощущаемых и постигаемых разумом вещей, а также то, что они нуждаются в чем-то ином, является категорично однозначным положением. Следовательно, то, что эти вещи созданы Создателем, также является категорично однозначным положением, ибо их нуждаемость означает, что они созданы, и указывает на то, что что-то существовало до них, и что они не вечны. Здесь неправильным будет говорить, что вещь нуждается лишь в другой вещи, не нуждаясь тем самым ни в чем ином, кроме вещи, и что вещи дополняют друг друга, а в своей совокупности они ни в чем ином не нуждаются. Так говорить будет неверно, ибо доказательство приводится на определенную вещь как, например карандаш, кувшин, лист и т.д.

Таким образом, доказательство приводится на то, что этот карандаш, кувшин или лист сотворен Создателем. Значит, становится понятным, что эта вещь сама по себе нуждается в ином, невзирая на то, в ком имеется нужда. Посредством чувственного восприятия наблюдается, что это иное, в котором нуждается вещь, абсолютно, не является вещью. Нужда вещи в чем-то ином, ясно показывает, что вещь не вечна, а потому является созданной. Нельзя будет говорить, что вещь, сама по себе, является материей, и нуждается в материи, и значит, она нуждается в самой себе, но не в чем-то ином, и, стало быть, она не является нуждающейся. Так нельзя говорить, поскольку если предположить, что вещь - это материя, и она нуждается в материи, то опять таки получается, что эта нужда со стороны материи - это нужда в чем-то ином, нежели материи, а не нужда в самой себе. Дело в том, что материя сама по себе не может удовлетворить нужду другой материи и здесь, чтобы удовлетворить эту нужду, необходимо существование чего-то иного, что не является материей.

Таким образом, материя нуждается не в самой себе, а в чем-то ином, что не является материей. Например, для того чтобы вода превратилась в пар, ей необходима температура. Если предположить высказывание о том, что температура - это материя, и вода - материя, то получается, что наличие температуры, как таковой, не достаточно, для того чтобы вода превратилась в пар. Для того чтобы вода превратилась в пар, необходимо определенное количество температуры. Стало быть, вода нуждается именно в определенном количестве температуры. Это определенное количество устанавливает нечто иное, но не вода, и не температура (т.е. не материя) и принуждает материю подчиняться этой мере. В соответствии с этим, материя нуждается в том, кто определяет ей меру и значит, нуждается в том, кто не является материей. Таким образом, нужда материи в ином, нежели в самой себе, является категорично однозначным положением и, следовательно, она является нуждающейся, т.е. она создана Создателем. Согласно вышесказанному, осознаваемые разумом и ощущаемые органами чувств вещи - созданы Создателем.

Сам Создатель должен быть вечным, не имеющим начала, поскольку если бы Он не был вечным, то был бы созданным, а не Создателем. То, что он Создатель, неизбежно требует того, чтобы Он был вечным. Значит, Создатель однозначно является вечным. Если подвергнуть рассмотрению те объекты, относительно которых можно подумать, что они могут быть Создателем, то становится понятным, что Создателем может быть либо материя, либо природа, либо Всевышний Аллах. Что касается того, что Создателем является материя, то это - ложь, и было разъяснено, что материя нуждается в том, кто определяет ей определенную меру, чтобы могло происходить превращение вещей. Она не является вечной, а что не вечно - не может являться Создателем. Говорить о природе как о Создателе, также является ложным, ибо природа - это совокупность вещей и система, которая упорядочивает эти вещи так, что во Вселенной все функционирует в соответствии с этой системой.

Эта упорядоченность во Вселенной не исходит от самой лишь системы, поскольку без наличия вещей, которые упорядочиваются, система не существует. Также не исходит она и от вещей, потому что само лишь наличие вещей не приводит к автоматическому и неизбежному созданию системы, и их наличие не заставляет их устанавливаться в порядок без устроителя. Не исходит система и от совокупности вещей и системы, ибо упорядочение возникает исключительно в соответствии с определенным положением, которому подчиняются и система, и вещи. Это определенное положение для системы вместе с вещами - это то, что образует упорядочение. Определенное положение устанавливается для системы и вещей, и упорядочение происходит исключительно согласно этому определенному положению. Значит, упорядочение исходит от чего-то иного, нежели от системы, от вещей или их совокупности. Следовательно, природа, которая способна приходить в движение только лишь согласно определенному положению, установленному для нее со стороны иного, нежели сама природа, является нуждающейся в этом ином. Значит, природа не вечна, а что не вечно, то не является Создателем. В итоге остается только лишь то, что Создателем является тот, кто характеризуется качеством вечности, а это - Всевышний Аллах.

Существование Аллаха является ощущаемой и постигаемой с помощью органов чувств истиной, ибо нужда постигаемых и ощущаемых вещей в том, кто является вечным, указывает на существование Создателя. Всякий раз, когда человек внимательно рассматривает создания Аллаха, контактирует с Вселенной, и пытается охватить знанием время и место, видит себя крошечной частичкой по отношению к этим движущимся мирам. Он видит, что все эти различные миры движутся по определенным и незыблемым законам. Этим самым он полностью осознает существование Создателя, Его единство, для него ясно выявляется Его величие и могущество. Он понимает, что наблюдаемые им смена ночи и дня, изменение ветров, существование морей, рек и небесных сводов, являются ничем иным как явными умственными доказательствами, которые гласят о существовании Аллаха, Его единстве и могуществе. Всевышний Аллах сказал:

( إ ِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِنْ مَاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِنْ كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ )

«Поистине в создании небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, плывущем по морю с тем, что полезно людям, в том, что послал Аллах с неба воду, оживив ею землю после смерти ее, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в туче подчиненной, между небом и землей, - знамения для размышляющих» [2:164]

( أ َمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ ، أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ بَل لاَ يُوقِنُونَ )
«Или созданы они из того, что не является вещью, или они являются создателями, или создали они небеса и землю, скорее они не обладают достоверным знанием» [52:35-36]
Именно разум познает существование Аллаха, и именно разум должен приниматься как путь к вере. Поэтому Ислам обязал использование разума, определив его основой в вере в существование Всевышнего Аллаха. Исходя из этого, доказательство существования Аллаха является умственным.

Что касается тех, кто говорит о вечности мира, о том, что он извечен и не имеет начала, а также говорит о вечности материи, ее извечности и безначальности, то они утверждают следующее: «Мир не нуждается в чем-либо ином. Он сам самодостаточен, поскольку вещи, существующие в мире, представляют собой различные формы материи, т.к. все они являются материей. Их нужда друг в друге не является нуждой, ибо нужда вещи в самой себе это - не нужда, и она обходится сама без нужды в чем-либо ином. Согласно этому материя является извечной, не имея начала, ибо она не нуждается в чем-то ином, т.е. мир - извечен, безначален и не нуждается в чем-то ином».

Ответ на это утверждение представляется в двух аспектах:

1.    Вещи, существующие в мире, не имеют способности создавать что-либо из ничего, будь то в совокупности или в отдельности. Одна отдельная вещь бессильна в создании чего-либо из ничего. Если другая вещь дополняет эту вещь в одном или нескольких направлениях, то, и одна, и другая вещь, продолжают вместе оставаться бессильными в создании. Неспособность вещи в создании является явным и ощутимым обстоятельством. Это же в свою очередь означает, что вещь не является извечной, ибо извечное и безначальное не должно иметь качество неспособности, и должно характеризоваться способностью создавать из ничего, т.е. вещи в своем существовании должны опираться на это извечное и безначальное, дабы оно на само деле было таковым. Таким образом, мир не является извечным и безначальным, ибо он неспособен создавать. Отсутствие у вещи способности создавать из ничего, является достоверным доказательством отсутствия в ней качества извечности.

2.    Второй аспект заключается в утвержденной нами нужде вещи в определенной мере, которую она не может нарушить, дабы могла удовлетворить потребность другой вещи. Ниже следует разъяснение этому: (а) нуждается в (б), а (б) нуждается в (в), и (в) нуждается в (а) и т.д. Их нужда друг в друге является доказательством на то, что каждый из них является невечным. То, что они дополняют друг друга или удовлетворяют нужду друг друга, так это не происходит в абсолютной форме, а происходит в соответствии с определенной мерой, т.е. в соответствии с определенным порядком. Вещь может дополнять другую вещь только в соответствии с этим порядком или, говоря иначе, она не в состоянии нарушить его.

Следовательно, дополняющая вещь не дополняет только лишь сама одна, т.е. она не удовлетворяет нужду лишь сама, а удовлетворяет ее согласно порядку, который установлен для вещи кем-то иным, и подчиняться которому вещь вынуждена. Значит, вещь, дополнившая, и вещь, которую она дополнила, обе нуждались в том, кто определил им определенный порядок, чтобы нужда могла быть удовлетворена. Они не могут нарушить этот порядок, и без этого порядка не происходит удовлетворение нужды. Стало быть, тот, кто установил для них порядок - он тот, в ком имеется нужда. Этим самым все вещи в совокупности, хотя и дополняют друг друга, нуждаются в другом, т.е. в том, кто заставил их подчиняться согласно определенному порядку. В качестве примера можно взять воду, которая, для того чтобы превратиться в лед, нуждается в температуре. Сторонники вышеприведенного взгляда говорят: «Вода, температура и лед являются материей. Материя, для того чтобы превратиться в другую форму материи, нуждается в материи, т.е. нуждается в самой себе, не нуждаясь в ином».

Однако в реальности дело обстоит иначе. Вода, для того чтобы превратиться в лед, нуждается не просто в температуре, а в температуре определенного градуса. Температура - это одно, а то, что она воздействует только при определенном ее количестве - это другое, которое не является температурой. Мера, установленная для температуры с тем, чтобы она воздействовала, а для воды с тем, чтобы она подвергалась воздействию, не исходит от воды, ибо в ином случае вода подвергалась бы воздействию согласно ей. Также эта мера не исходит и от температуры, ибо в ином случае и температура могла бы воздействовать согласно ей. Иными словами эта мера не исходит от самой материи, ибо в ином случае материя могла бы воздействовать и подвергаться воздействию согласно ей. Несомненным является то, что эта мера исходит не от материи.

Из сказанного исходит, что материя нуждается в том, кто определяет ей определенную меру, дабы материя могла оказывать воздействие или подвергаться воздействию, и что тот, кто определяет ей эту меру - это не материя. Получается, что материя нуждается в другом, нежели в самой себе. Значит, материя - невечна. Поскольку тот, кто является вечным и безначальным, не нуждается в другом, и все вещи опираются на него. То, что материя все-таки нуждается в другом, является достоверным доказательством тому, что она не вечна, а, следовательно, она создана. Один лишь взгляд на мир заставляет любого человека понять, что создание вещей - занимающих какой-то объем или представляющихся энергией - может происходить только лишь со стороны постигаемых и ощущаемых вещей и определенного порядка между ними. Нет в этом мире того, что появилось из ничего и без определенной меры, т.е. без определенного порядка. Значит, вещи, которые существуют в мире и которые появились в нем ранее, не являются вечными и безначальными.

Что касается вещей, которые существуют, то, очевидно, что они появились из постигаемых и ощущаемых вещей, а также очевидно, что они в своем существовании подчинены определенной мере, которая установлена для них. Что же касается вещей, появившихся ранее, то ясно, что они не способны создавать из ничего и ясно, что они без всякой воли подчиняются определенному порядку, установленному для них. Этот порядок не исходит от них, ибо в ином случае они были бы способны отказаться от него и не подчиняться ему. Бессилие постигаемых и ощущаемых вещей в мире, т.е. неспособность мира создавать из ничего, а также его подчинение определенному порядку, который исходит не от мира, является достоверным доказательством на то, что мир не является безначальным и вечным, а наоборот указывает на то, что он создан Вечным и Безначальным Создателем.

Что касается тех, кто говорят, что Создатель - это исчисление и адаптация, и тем самым отрицают существование Создателя, создающего из ничего, то данные их слова означают, что постигаемые разумом и ощущаемые вещи, а также установленный для них определенный порядок, являются создателем, ибо исчисление и адаптация не возможны без наличия постигаемой и ощущаемой вещи и без определенного порядка, не исходящего от самой вещи. Это определяет, что создание исходит от этих двух положений, т.е. от постигаемых и ощущаемых вещей и определенного порядка, и значит оба они, являются создателями. Именно этот смысл и означают слова о том, что создатель - это исчисление и адаптация. Это же однозначно является ложью, потому что определенный порядок не исходит от вещей, как и не исходит от самого себя. Он установлен для вещей не самими вещами, а иным, кто не является постигаемым разумом и ощущаемым чувствами.

Этим самым становится понятным, что исчисление и адаптация не являются создателем, поскольку только лишь благодаря им создание не представляется возможным. Необходимо существование того, кто непостигаем и неощутим, который устанавливает определенный порядок для постигаемых и ощущаемых вещей, дабы имело место создание. Таким образом, становится ясным, что исчисление и адаптация не способны создавать, и что только посредством них это абсолютно невозможно.

Следует понимать, что если Создатель не создал постигаемые и ощущаемые вещи из ничего, то он не считается Создателем, поскольку он не способен создавать вещи только лишь по своей воле и подчиняется существованию наряду с ним какой-то другой вещи, способной создавать. Этим самым он является неспособным и невечным, ибо он оказался неспособным создать что-либо сам и нуждался в ином, а тот, кто неспособен и нуждающийся, не является вечным, безначальным. Более того, реальное значение слова «Создатель» - это создающий из ничего.

Дело в том, что смысл того, что он является Создателем, означает, что все вещи в своем существовании опираются только лишь на Него одного, а Он в свою очередь ни на что не опирается. Если Он не был способным создать вещи из ничего, когда вещи еще не существовали, то получается, что в своем создании он опирался на вещи, а вещи не опирались исключительно на него одного. Это означает, что не один Он - Создатель, а, следовательно, и не является Создателем. Поэтому Создатель должен быть создающим вещи из ничего, дабы быть Создателем, а также должен характеризоваться могуществом и волей, не нуждаться в вещах, т.е. не должен опираться на вещи, а вещи в своем существовании должны опираться на Него. Отсюда исходит обязательность того, что создание должно быть из ничего, для того чтобы оно могло считаться созданием, и Творец должен быть творящим из ничего, дабы считаться Творцом.

Из книги "Исламская личность" (перевод с арабского)

далил, доказательство, доктрина, Исламская акыда, мироздание, материя, вселенная, Аллах, разум, истина

Previous post Next post
Up