Исламская акыда (доктрина) 2ч.

Apr 22, 2010 11:13

Первая часть тут

Что касается доказательства веры в ангелов, то оно является передаваемым. Всевышний Аллах сказал:

( شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُوا الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ )

«И нет другого божества, кроме Аллаха - это свидетельствует сам Аллах. И ангелы Его, и те, кто одарен познанием, и справедливость с твердостью блюдет» [3:18]

( وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلاَئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ )

«А благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов Его, в писание святое и в Пророков» [2:177]

( آمَنَ الرَّسُولُ بِمَآ أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ ، كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ )

«Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его книги, и Его посланников» [2:285]

( وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا )

«А кто не верит в Аллаха, и в Судный день и в ангелов Его, и в книги Его и в пророков Его, тот пребывает в крайнем заблуждении» [4:136]
Что касается доказательства веры в книги, то доказательство веры в Коран отличается от доказательства веры в остальные небесные книги. Доказательство того, что Коран исходит от Аллаха и является словами Аллаха, является умственным, ибо Коран - ощущаемая реальность, и разум вполне может понять, что он от Аллаха. Коран содержит арабскую речь, где слова и предложения являются арабскими. Арабы говорили на определенном языке, в котором имеются поэзия и проза с их разновидностями. Их речь сохранена в книгах и передана ими устно от предков к потомкам. Коран либо относится к стилю их речи как таковой, и сказан красноречивым арабом, либо не относится к стилю их речи, и сказан не арабами. Арабы либо могут сказать подобное Корану, либо, несмотря на то, что Коран является арабской речью, они не способны на это. Если они сказали подобное ему, то смогли привести подобное Корану, и это значит, что Коран является людской речью. Если же они не смогли сделать это, несмотря на то, что Коран является арабской речью, а они являются красноречивыми арабами, то он не является речью человека.

Человек, изучающий Коран и арабскую речь, находит, что Коран имеет особый стиль языка, подобно которому арабы никогда не разговаривали, а также ни в чем его не использовали, как до ниспослания Корана, так и после его ниспослания. Они даже не использовали этот стиль в подражании и имитации Корану. Все это свидетельствует о том, что арабы не являются составителями этой речи, а значит Коран - это не их речь. Достоверно и, вне всякого сомнения, известно, что арабы оказались неспособными привести подобное Корану, наряду с тем, что Коран бросил им вызов в этом. Коран говорит им:

( وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُواْ شُهَدَاءكُم مِّن دُونِ اللّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ )

«А если вы в сомнении о том, что нашему слуге Мы ниспослали, составьте хоть одну подобную главу, и призовите (всех, кого хотите) в свидетели себе помимо Бога, коль вы (в своих словах) правдивы» [2:23]

( أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ قُلْ فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّثْلِهِ وَادْعُواْ مَنِ اسْتَطَعْتُم مِّن دُونِ اللّهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ )

«Или они скажут: «Он (Мухаммад) измыслил это!» Скажи: «Представьте хоть одну суру, подобную той, что в этой (книге), и призовите себе на помощь, кроме Аллаха, любого, кто угоден вам. Если правдивы вы (в словах)» [10:38]

( أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ قُلْ فَأْتُواْ بِعَشْرِ سُوَرٍ مِّثْلِهِ مُفْتَرَيَاتٍ وَادْعُواْ مَنِ اسْتَطَعْتُم مِّن دُونِ اللّهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ )

«Или они скажут: «Он измыслил это!» Скажи: «Представьте десять сур, измышленных подобной этой (книге) и призовите в (помощь), кроме Аллаха, любого, кто угоден вам, если вы правду говорите» [11:13]

( قُل لَّئِنِ اجْتَمَعَتِ الإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَن يَأْتُواْ بِمِثْلِ هَـذَا الْقُرْآنِ لاَ يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا )

«Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками» [17:88]
Несмотря на этот резкий вызов Корана, арабы не смогли привести что-либо подобное ему. Если вышесказанное является доказательством того, что арабы не являются авторами Корана, и что они не смогли привести подобное ему, то достоверно утверждается, что Коран исходит от Аллаха и является Его речью. Что касается не арабов, то абсолютно не представляется возможным, что они могли составить Коран, ибо Коран на арабском языке, и он сделал арабов бессильными в том, чтобы они привели подобное ему. Неуместным будет говорить, что Коран - это слова Мухаммада (с.а.с.), поскольку он один из арабов, а арабы оказались бессильными в том, чтобы сказать подобное Корану и, следовательно, он тоже бессилен в этом.

Каждый человек, когда выражает свои мысли с помощью слов и предложений, подчиняется тому стилю выражения, который общепринят в его столетии, или который передан от предыдущих поколений. Когда человек вводит новшество в стиль выражения, он вводит новшество в использование слов и предложений для новых значений или нового воображения, и невозможно, чтобы он выражался таким стилем, который он не знал ранее. В стиле Корана наблюдается то, что стиль использования слов и предложений в нем не были известными для арабов как в эпоху Посланника (с.а.с.), так и до него. Немыслимо, чтобы Мухаммад (с.а.с.), как человек, смог сказать то, чего он не ощутил ранее органами чувств, ибо разум отвергает возможность этого.

Таким образом, совершенно невозможно, чтобы стиль коранического выражения, по своим словам и предложениям, исходил от Мухаммада (с.а.с.), который никогда ранее их не ощущал. Значит, Коран является речью Аллаха, которую принес Его Посланник Мухаммад (с.а.с.). Это, бесспорно, утверждалось умственным доказательством во время ниспослания Корана, и также утверждается сегодня, ибо Коран остается чудом, подобное которому человек привести не в силах. Люди продолжают ощущать это чудо и непосредственно воспринимать эту действительность своими органами чувств.

Итак, Коран исходит либо от арабов, либо от Мухаммада (с.а.с.), либо от Аллаха, ибо весь Коран на арабском языке, и он не может исходить из каких-либо других источников, кроме трех упомянутых. Что касается того, что Коран может исходить от арабов, то это - ложь, поскольку они оказались бессильными привести подобие Корану и признали свою неспособность сделать это. До сегодняшнего дня их реальная действительность остается таковой, что они не в силах привести подобное Корану, и это указывает на то, что он не исходит от арабов.

Следовательно, остаются два остальных источника, т.е. то, что Коран исходит либо от Мухаммада, либо от Аллаха. Что касается того, что Коран от Мухаммада (с.а.с.), то это также является ложью, ибо Мухаммад (с.а.с.) один из арабов, и каким бы гениальным ни был человек, он все равно находится в своей эпохе и не может выйти за ее пределы. Если арабы оказались бессильными, значит и Мухаммад (с.а.с.) тоже оказался бессильным, поскольку он один из них. Более того, от Мухаммада (с.а.с.) переданы мутаватир хадисы как, например его слова: «Кто умышленно сказал ложь от моего имени, займет свое место в огне». Если сравнить речь Мухаммада (с.а.с.) с Кораном, то между ними нет никакого сходства, что указывает на то, что Коран не является речью Мухаммада (с.а.с.), а является речью Аллаха.

Кроме этого, начало творческой деятельности всех поэтов, писателей, философов и мыслителей в мире, начинается таким способом речи, в котором имеется некоторая слабость. Постепенно их способ речи развивается, и они достигают наивысшего предела своих способностей. Поэтому их способ речи, по своей силе и слабости, бывает различным, не говоря уже о наличии в их речи несуразных мыслей и ломаных выражений, в то время как мы находим, что во всем Коране с первого дня его ниспослания, начиная с его первого аята: «Читай во имя Бога твоего, Который сотворил» и, завершая последним: «О вы, кто верует! Бойтесь Бога и оставьте то, что осталось из роста», - использован один и тот же способ, который представляется в высочайшем красноречии, литературности, возвышенности мыслей и силе выражений. В нем нет ни одного ломаного выражения, и нет ни одной несуразной мысли, и он весь является единым целым. Весь Коран, по своему способу, в целом и детально, является, словно, одним предложением, что указывает на то, что Коран не является речью человека, которая склонна подвергаться противоречиям в выражениях и значениях. Таким образом, Коран - это речь Господа миров.

Вышесказанное касалось Корана - одной из небесных книг, в которую Ислам требует веру. Что же касается остальных небесных книг, то их доказательство является не умственным, а передаваемым. Всевышний Аллах сказал:

( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ )

«О вы, кто верует! Уверуйте в Аллаха и Его Пророка, и в то писание, что Он низвел Пророку Своему, и в то писание, что ниспослал Он прежде» [4:136]

( وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ )

«А благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов Его, в писание святое и в пророков» [2:177]

( وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ )

«Мы ниспослали тебе книгу (Коран) с истиной, подтверждающей те книги, что раньше ниспосылались, и отменяющей их» [5:48]

( وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُّصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ )

«И это - книга, которую Мы ниспослали тебе, благословенная, подтверждающая истинность того, что было ниспослано до нее» [6:92]

( وَمَا كَانَ هَـذَا الْقُرْآنُ أَن يُفْتَرَى مِن دُونِ اللّهِ وَلَـكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ )

«Не мог быть этот Коран измышленным никем, кроме Аллаха, Он подтверждает истинность того, что было ниспослано до него» [10:37]
Что касается доказательства веры в посланников, то по отношению к нашему Посланнику Мухаммаду (с.а.с.) - оно иное, нежели по отношению к остальным посланникам. Доказательство пророчества нашего Посланника Мухаммада (с.а.с.) является умственным, а не передаваемым, поскольку доказательством того, кто является пророком и посланником, принесшим послание, являются чудеса, которые имеются при нем в качестве доказательства на его миссию посланника, а также свод законов, принесенный им и подкрепленный этими чудесами. Чудом нашего Пророка Мухаммада (с.а.с.), которое служит доказательством его пророческой миссии, является Коран и шариат, принесенный им. Коран был и остается чудом, которое сверх человеческих возможностей.

В силу наличия окончательно достоверных доказательств того, что Мухаммад (с.а.с.) является тем, кто принес человечеству Коран, а также что Коран - это исходящий от Аллаха Его шариат, а шариат (свод законов) приносят только лишь пророки и посланники, то это является умственным доказательством того, что Мухаммад (с.а.с.) - Пророк и Посланник Аллаха.

Что касается чудес остальных пророков, то они завершились с завершением своего времени. Существующие сегодня книги, кроме Корана, не имеют умственного доказательства на то, что они от Аллаха, ибо чудо, подтверждающее то, что эти книги исходят от Аллаха, прекратило свое существование. Вера в любого посланника или пророка, кроме Мухаммада (с.а.с.), не может быть подтверждена умственным доказательством. Однако их пророческая миссия подтверждается передаваемым доказательством.

Всевышний Аллах сказал:

( آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ )

«Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников» [2:285]

( قُولُواْ آمَنَّا بِاللّهِ وَمَآ أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ)

«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся» [2:136]
Говоря о доказательстве Судного дня, которым является день Воскрешения, то оно является передаваемым, а не умственным, т.к. Судный день не осознается разумом.

Всевышний Аллах сказал:

( وَلِتُنذِرَ أُمَّ الْقُرَى وَمَنْ حَوْلَهَا وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ يُؤْمِنُونَ بِهِ )

«Чтоб мог увещевать ты мать городов (Мекка) и тех, кто вокруг нее, и те, кто верует в Последнюю жизнь, верит в него» [6:92]

( فَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ قُلُوبُهُم مُّنكِرَةٌ وَهُم مُّسْتَكْبِرُونَ )

«А те, кто в Будущую жизнь не верит - сердца их это отвергают, и величаются они (в гордыне)» [16:22]

( لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ مَثَلُ السَّوْءِ )

«Те, кто в Будущую жизнь не верят, обладают дурными качествами» [16:60]

( وأَنَّ الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا )

«А тем, кто в Будущую жизнь не верит, Мы уготовили мучительную кару» [17:10]

( فَإِذَا نُفِخَ فِي الصُّورِ نَفْخَةٌ وَاحِدَةٌ وَحُمِلَتِ الْأَرْضُ وَالْجِبَالُ فَدُكَّتَا دَكَّةً وَاحِدَةً فَيَوْمَئِذٍ وَقَعَتِ الْوَاقِعَةُ وَانشَقَّتِ السَّمَاء فَهِيَ يَوْمَئِذٍ وَاهِيَةٌ وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ يَوْمَئِذٍ تُعْرَضُونَ لاَ تَخْفَى مِنكُمْ خَافِيَةٌ )

«И вот когда раздастся пер¬вый трубный глас, и будут сдвинуты и стерты в порошок одним ударом и земля, и горы. В тот день неотвратимое произойдет. Расколется небесный свод, и небо в этот день непрочным станет. И ангелы разойдутся по краям неба. И восемь ангелов в тот день над собою понесут трон твоего Господа. В тот день вы будете приведены (на суд Господний), и там ничто сокрытое не утаится» [69:13-18]
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вера - это когда веришь в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, во встречу с Ним, в Его пророков и в воскрешение».

Это - вопросы, в которые необходимо верить, и их пять: вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день, а также вера в «када и кадар» (судьбу и в предназначение). Человек не может считаться уверовавшим в Ислам и не может считаться мусульманином, если не верит во все эти пять вопросов, а также в «када и кадар».

Всевышний Аллах сказал:

( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا )

«О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Пророка, и в то писание, что Он низвел Пророку своему, и в то писание, что ниспослал Он прежде. А кто не верует в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов Его, и в Его писания и в Его пророков, тот пребывает в крайнем заблуждении» [4:136]
Коран и хадис изложили эти пять вопросов явным и очевидным образом, причем о каждом поименно. Посредством ясного и категоричного текста не сообщается вера в иное, кроме как в эти пять вопросов. Тексты, которые достоверны в своем происхождении и категоричны в своем указании, сообщаются только относительно этих пяти вопросов.

Да, в хадисе Джабраиля в некоторых повествованиях (риваятах) упоминается вера в «кадар». В этом хадисе говорится: «Он сказал: «Это то, чтобы ты верил в кадар, добро и зло которого от Всевышнего Аллаха». Однако это является «хабар ахад» и, кроме того, здесь под словом «кадар» имеется в виду знание Аллаха, а не вопрос «када и кадар», в понимании которого имеются разногласия. Что же касается вопроса веры в «када и кадар» именно с таким названием, в понимании которого имели место разногласия, то о нем нет категоричного текста. Тем не менее, вера в «када и кадар» входит в акыду и эта вера обязательна. Вопрос «када и кадар» именно с таким названием совершенно не был известен в эпоху сподвижников, и нет какого-либо достоверного текста, указывающего на этот вопрос именно с таким названием. Данный вопрос получил распространение вначале эпохи табиинов, и с того времени стал обсуждаться и получать определения. Те, кто подняли этот вопрос и взялись за его обсуждение - это мутакаллимы. Этот вопрос не существовал до возникновения «Калам» (догматического богословия), а с таким названием (т.е. как «када и кадар») никем не обсуждался, кроме мутакаллимов, после завершения первого столетия по хиджре.

Из книги "Исламская Личность" 1 том. (перевод с арабского)

далил, Кадар, Када, доказательство, доктрина, Книги, Коран, Судный День, Посланники, Пророки, Ангелы, разум, ислаская акыда, Мухаммад

Previous post Next post
Up