Сейчас очень многие противники психиатрии любят ссылаться на то, что наука до сих пор не предоставила никаких достоверных сведений о том, что с человеком происходит во время психической болезни. А если таких свидетельств нет, то значит психиатрия сплошная фальсификация для извлечения выгоды фарм фирмами и... ну сами знаете, весь антипсихиатрический спектр типа инакомыслящих и отъема квартир. С другой стороны до недавнего времени причины психических заболеваний были действительно знакомы весьма туманно. Мы видели психоз, но почему он возник, сколько он будет длиться и что будет потом было не известно. проводилось множество сравнительных исследований, но не смотря на то, что определенные изменения в мозге все-таки ничего кардинального найдено не было.
Однако в конце 1990-х было впервые обнаружено
, что люди страдающие психическими заболеваниями имеют разную эксперессию генов. Щас, чтобы было понятно, о чем собственно речь, будет некоторое количество умных слов. Постарайтесь осилить, иначе будет сложно понять о чем речь.
Я уже говорила, тут, что мы все имеем определнный набор генов от рождения. Одни нам нужны в эмбриональном периоде, другие во время полового созревания. Понятно, что все они не могут работать одновременно. Ген, ответственный за рост появление конечностей должен вовремя отключиться, а не то родится Шива, вместе с тем ген отвечающий за рост половых органов должен молчать в тряпочку до достижения 11-12 лет. Кроме этого мы имеем массу других генов, которые работают в нужное время, а потом отключаются. Работающий ген, который выражает определенный признак ( обуславливает его) - экспрессируется ( т.е. выражается). Чтобы ген замолчал, природой предусмотрен хитрый механизм.
В самом начале гена есть как бы дверная петелька для замка - последовательность СрG. Фактически это соединенные через фософр (р) два структурных элемента ДНК - цитозин и гуанин. Если вы хотите получить информацию (с ДНК построить РНК для дальнейшего синтеза), то вам нужно дернуть за эту "петельку" и тогда дверь откроется ( с этого места начинается процесс считывания за счет присоединения определенных белков и дальнейшей работы РНК-полимеразы). Но в неактивном гене, на этой петельке висит замок - метильная группа. Она не дает присоединится к СрG нужному белку, соответственно РНК-полимераза не может начать работу. За петельку дернуть не возможно. Ген безмолвствует - белок не производится, отсутствует какой-нибудь признак.
Как мы можем узнать, работает ген или нет? Мы можем посмотреть есть ли определенный вид РНК ( т.е. основной продукт, который выдает ген при его работе) в тканях. почему так? конечно можно было бы поискать совсем уж конечный продукт работы гена - белок. Но мы не можем знать точно, является ли тот или иной белок чистой продукцией или уже изменен .Так вот было установлено, что у людей, больных шизофренией и биполярным расстройством определенных видов РНК нет в тканях. В частности это коснулось РНК снятых с генов 2х веществ -
рилина и
декорбаксилазы глутаминовой кислоты.
Ссылка Рилин довольно важный белок. Во внутриутробном периоде он отвечает за то, чтобы нервные клетки шли и росли в нужных направлениях. Если например этого белка нет совсем ( ген отсутствует), то нейроны растут куда им вздумается и развивается тяжелые пороки развития мозга со слабоумием. У взрослых этот белок играет роль в
нейрогенезе- он восстанавливает нейроны и способствует росту у них отростков для связи с другими клетками. У больных шизофренией и биполярным расстройством в некоторых участках мозга на этом гене висит замок, т.е рилин здесь продуцируется в малых количествах. Его может быть на 50% меньше чем положено. И сообственно процессы связанные с "восстановлением нервных клеток" снижаются на 50% тоже.
Вместе с тем
с участков, связанных с производством белка пирокатехин-О- метилтрансферазы замки напротив сняты. И этот фермент активно разрушает вещества- медиаторы, служащие для передачи информации между клетками. Т.е. чем больше фермента, тем быстрее разрушаются медиаторы.
Т.е. фактически ( если остановится только на этих моментах, но в реальности сюда еще включается целый каскад изменений) в этих условиях нервные клетки хуже восстанавливаются и хуже общаются между собой в определенных участках мозга.
Есть в этом весьма хорошие новости. Если действительно именно вопрос в метилировании отдельных генов, то значит, что процесс обратим и этим можно управлять извне. В частности проводили исследование - больным шизофренией давали метионин, который усиливает метилирование ( навешивали большее количество замков на гены) и в 60-70% симптоматика у них усугублялась, соли вальпроевой кислоты, которые снижают процесс метилирования, наоборот симптоматику ослабляли. Эта ситуация характерна не только для шизофрении и биполярного расстройства, но и для
аутизма. Т.е. в свете этих данных заболевания излечимы и возможно в недалеком будущем.
В принципе как происходит присоединение этой группы или ее отсоединение от начала гена понятно , но совершенно не понятно почему это происходит, и какие процессы управляют этим. Что заставляет гены завешиваться замкам? С одной стороны , т.к. у всех этих заболеваний прослеживается некоторый наследственный фактор, это генетические особенности.. Еще недавно писалось, что 70 с лишним генов в той или иной степени ответственны за развитие шизофрении. возможно они представляют некую особую "почву" для того, чтобы это метилирование произошло. однако совсем не обязательно, что с человеком это случится в 100% случаев. Он может быть носителем этих генов, но без метилирования болезни не будет.
С другой стороны было показано, что на процесс метилирования могут влиять внешние факторы.
Были исследованы две группы людей - умершие в результате суицида с историей насилия в детстве и умершие от внезапных причин без истории насилия. Оказалось, что у самоубийц на генах висит больше метильных групп - замочков. Они видимо появились там в раннем детстве в ответ на неблагоприятные условия, окружающие ребенка. Значит , учитывая, что часть генов у самоубийц не работала, в их жизни в дальнейшем было меньше возможности, чтобы мозг развивался нормально, образовывались новые связи между клетками и успешно адаптировался к жизни. Таким образом это возвращает нас
к посту о материальных потерях, а так же косвенно к посту
о последствиях материнской депрессии.
Только ли лекарственные вещества могут изменить метилирование? Вероятно нет. Мы знаем, что иногда заболевание начинается в результате стресса, а так же может и прерваться при нормализации окружающих условий. Многие невротические расстройства можно корригировать при помощи психотерапии. Единственно , что на данном этапе знания этой проблемы невозможно предсказать что же таки повлияет на эти конкретные метильные группы и на сколько это будет эффективно и долгосрочно.