Панемюнде против Билимбая! Чья возьмет?

Mar 02, 2020 17:02

20 февраля 1942 в поселке Билимбай прогремел взрыв. Взлетел на воздух стенд с ракетным двигателем к истребителю БИ-1. Самолет конструировался и строился в поселке Билимбай в годы Великой Отечественной войны. Двигатель для немецкого аналога этого самолета - Ме-163 испытывался в исследовательском ракетном центре третьего рейха в Пенемюнде, где численность только основного персонала достигала 15 000 человек.



В Панемюнде имелась самая мощная в Европе аэродинамическая труба, крупнейший завод по производству жидкого кислорода и т.д.
Отдельные узлы Ме-163 поставлялись с многочисленных заводов по всей Германии, сборка осуществлялась в Шварцвальде. Готовые самолеты перевозились на тщательно охраняемых ж/д платформах в Лечфельд, где их облетывали гражданские пилоты, а потом их поставляли в люфтваффе.



Самолет Ме-163

Что касается февральского взрывав Билимбае, то тогда пострадали А. В. Палло и Г. Я. Бахчиванджи, были повреждены стенд и двигатель. Однако уже в марте испытания были продолжены. В распоряжении автора имеется рукопись известного уральского журналиста Юрия Коньшина. В ней он вспоминает свое военное детство и то, как ему, тогда ребенку, проживавшему в Билимбае, запомнились события, связанные с созданием БИ-1.
Далее цитата:
«Под развесистыми березами, обступившими церковь шла сборка первых советских боевых автожиров. И ребята, старше нас всего на три - четыре года, сами вытачивали для них детали.

____________________

Для справки
В Билимбае в годы войны производился ремонт (и, возможно, производство) первых в мире боевых автожиров А-7, конструкции Н.И. Камова. Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Летчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полёты проводились днём и ночью.
_____________________

Происходило это все под аккомпанемент споров известных ныне все миру авиаконструкторов. Мастера оружейники в цехах старого завода колдовали над корпусами реактивных снарядов. И однажды, мальчишки с соседней улицы попали под настоящий артобстрел - реактивные снаряды испытывались за огородами, у ключика.

____________________
Для справки
В Билимбае конструкторами М.Л. Милем и С. В. Пасхиным был сконструирован первый советский станковый реактивный гранатомет ПМ-82, который стрелял реактивными снарядами РС-82. Гранатомет в серию не пошел из-за отсутствия кумулятивного заряда к РС-82.
_____________________



Станковый гранатомет конструкции М. Миля. Фото сделано в Билимбае

Вместе со взрослыми мы уважительно провожали взглядами летчика в кожаной куртке, будущего Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи.
В тесной деревянной клетушке на берегу билимбаевского пруда испытывался на земле «ревун» - двигатель для первого советского ракетного истребителя БИ-1.



Самолет БИ-1

Движок, похожий на положенный набок огромный горшок-чугунок с подведенными к нему трубопроводами, выпускал шлейф копоти, вибрирующее басовито орал на всю округу.
Летчик, отделенный от двигателя бронеспинкой, передвигал рычаги, регулируя подачу топливной смеси, а стоящие поодаль люди (теперь их имена тоже известны всем и каждому - А. Исаев, А. Палло, В. Болховитинов) что-то подсказывали ему.

А потом, отключив «ревуна» все шли в заводскую столовку.
И кто-то из них однажды почти пророчески пошутил:
«А что, ведь вот на этой самой «билимбаихе» (имеется ввиду жиденький суп с лапшой из черной муки), которая так не важно подкрепляет клетки нашего мозга калориями, да на нашем энтузиазме, ты, Бахчи, еще и «за воздух» слетаешь».

Бахчиванджи не довелось взлететь «за воздух», то есть, в космос. Он погиб при испытаниях истребителя БИ-1. Но он сделал один из первых шагов по тропе, которой прошел позднее Юрий Гагарин, который, кстати, очень уважительно отзывался о Г. Бахчиванджи.
А фотокопии чертежей и рисунков первого реактивного двигателя, самолета БИ-1 и летчика, сейчас хранятся в заводском музее».
________________________

Для справки
По словам старожилов в советские годы музей находился в здании Свято-Троицкой церкви. В 90-е годы XX века, здание было передано верующим. Коллекция музея потом перемещалась по различным помещениям и, в итоге, значительная ее часть была утрачена.
_________________________



Здание церкви Билимбая, где работали авиаконструкторы, а позднее располагался музей...

В заключение следует ответить на вопрос, поставленный в заголовок: «Панемюнде против Билимбая! Чья возьмет?»
Ответ: ничья!
Оба самолета: советский БИ-1 и немецкий Ме-163 «Комета» пошли в серию. Однако БИ-1 на вооружение принят не был, в боях не участвовал. Построенные самолеты разобрали. Немцы в конце войны пытались свои «Кометы» применить в бою. В основном неудачно. Принцип ракетного двигателя БИ-1 и Ме-163 не позволял самолетам находиться в воздухе длительное время, а потому пилоты просто не успевали выйти на перехват вражеского самолета, догнать его, маневрируя сбить, а потом вернуться на аэродром…

Однако опыт создания этих самолетов сослужил хорошую службу в деле разработки ракетоносителей для первых полетов в космос!

Газета "Толкучка" от 28 февраля 2020г.
Анатолий Гусев

Свердловская область, Билимбай, краеведение, Урал, военное дело, промышленность, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up