15 июля - День освобождения Урала от Колчака в советские годы являлся памятной датой и поначалу отмечался достаточно активно. Но Великая Отечественная война заслонила для уральцев это событие и в послевоенные годы о дате уже вспоминали вскользь, между прочим. После прихода к власти ельцинистов о дате и вовсе забыли. Давайте вспомним!
Как пишет Марк Гроссман в книге "Годы в огне" будущий лидер «Фашистского национального сообщества» Чехословакии, командующий Сибирской армией Колчака белый генерал Радола Гайда в начале июля в «Уральская жизнь» опубликовал приказ № 163. В нем говорилось:
«Последние две недели показали, насколько наша молодая армия сильна: наше наступление на всем фронте идет успешно, все участники последних боев, перенося огромные лишения, как всегда, доблестно выполняют свой священный долг. В это время злонамеренными людьми по городу распространяются слухи, сеющие недоверие к боеспособности нашей молодой, но славной Армии.
По имеющимся у меня сведениям, распространению этих слухов способствуют даже некоторые из офицеров.
Объявляю, что все, особенно носящие военную форму, способствующие распространению недоверия к Армии, будут мною рассматриваться как друзья большевиков и караться по всем строгостям законов военного времени».
Будущий главный фашист Чехословакии, "русский" генерал Радола Гайда
Едва только высохла типографская краска на приказе бравого генерала 13 июля 1919 года красные взяли Шайтанку (Первоуральск), а 15 июля красные освободили Екатеринбург!
Датой
освобождения Урала от Колчака считается день занятия Красной армией Екатеринбурга. Екатеринбургская наступательная операция была стремительной. Длилась она всего 15 дней с 5 по 20 июля 1920 года.
Для сравнения: в 1918 году регулярным войскам французской армии, частью которой являлся Чехословацкий корпус, и их белым подельникам, чтобы захватить Урал понадобилось полгода. Красные же в 1919 году заняли Урал всего за 4 недели.
В начале июля на главном екатеринбургском направлении вели бои 28-я и 21-я стрелковые дивизии 2-й армии. Одновременно начальник 28-й стрелковой дивизии В.М. Азин направил в обход колчаковских позиций всю дивизионную конницу, которая к исходу 13 июля перекрыла железную дорогу Екатеринбург-Челябинск в районе станции Мраморской. Возникла реальная угроза выхода в тыл белым, оборонявшим Екатеринбург.
11 июля 1919 года под ударами Железной дивизии (так называли 28-ю) белогвардейцы спешно отступили из села Гробовское.
В большом просторном доме купца Дерягина расположился штаб 28-й дивизии. Здесь В. М. Азии разработал детальный план освобождения Екатеринбурга. В свою июльскую полевую книжку комдив записал приказ:
«Комбригу Пуррингу в составе 247, 249, 250 и 251 полков овладеть Екатеринбургом. К 12 часам 13 июля занять Шайтанский завод и отрезать отступление беляков из Ревдинского. В 16 часов 13 июля продолжить наше наступление и овладеть станцией Хрустальная. К 14 часам 14 июля занять Верхисетский завод и Уктус. В Екатеринбург ввести лишь один полк, остальным полкам быть в Берхисетском и Уктусе в полной боевой готовности. Комбригу Тамулевичу быть до особого распоряжения в Ревдинском заводе, энергично исправлять телеграфную линию из Ревды в Екатеринбург по железной дороге».
Комдив В.М. Азин
Песня об Азине Все вышло в соответвии с планом.
Вторая бригада наступала по Московско-Сибирскому тракту.
Близ станции Билимбай 247-й полк, двигаясь в колоннах, был атакован конницей и броневиками белых.
Броневики прорезали строй первого батальона и наскочили на конную батарею. Вот как первоуральский краевед Юрий дунаев описывает этот бой:
«Лошади головной запряжки были перебиты, люди ранены. Командир второго легкого артдивизиона В. А. Галицкий, находившийся при батарее, под огнем противника развернул пушку и тремя выстрелами подбил головную бронемашину. Враг повернул обратно.
Когда пятая батарея вела бой с броне дивизионом, из-за леса, подступающего к дороге, Еышла цепь белогвардейцев. Они атаковали. Тут проявили находчивость братья Гавриленко. Старший из них, Гавриил, командовал пулеметным взводом. Григорий и Леонид были наводчиками. Их «максимы» ударили по вражеской цепи. Наступление белогвардейцев захлебнулось. Атака броневиков, конницы и пехоты была предпринята с целью задержать красные войска перед станцией Билимбай.
По приказу Азина 247-й стрелковый полк перерезая железную дорогу на Екатеринбург, а другие полки атаковали станцию с северо-запада. Колчаковцы без боя бежали из Билимбаевского завода. Бросая раненых, они спешно оставили Шайтанку.
Под страхом расстрела колчаковцы мобилизовали всех, мужчин
Билимбая и Шайтанкии. Конфисковали всех лошадей - на подводах старались увезти награбленное имущество, оборудование заводов. Белогвардейцы грабили население. Все, что не могли вывезти, разбивали, разбирали, детали от заводских машин разбрасывали, ломали. Многое предавали огню.
Большой пожар на станции затянул небо клубами черного дыма».
И далее:
«13 июля 1919 года красные полки вступили в Шайтанку. В рядах азинцев по родному поселку шли земляки, испытавшие горечь отступления в 1918 году и радость побед в 1919-м. С гордо поднятой головой шел по родным улицам Степан Нарбутовских - боец второго кавалерийского эскадрона, проходили герои-партизаны Евгений Акифьев, Иван Балдин, Петр Костин, Иван Терехин и другие, вставшие по зову сердца на защиту завоеваний социалистической революции...»
В тот же день дивизия выступила из Шайтанки, Красноармейцы не успели отдохнуть. Они в две недели прошли 350 верст, но останавливаться не полагалось. Нужно гнать врага, не дать ему закрепиться.
Миновали обелиск «Европа-Азия».
Вот как это описывает Голубов С. в книге: "Полководцы гражданской войны"
«Конники спешились.
- Поглядите-ка, братцы, - показав на пограничный знак, сказал боец, - мы из Европы в Азию переходим.
- Да, немало пройдено, - отозвался другой. - А сколько верст еще впереди? Шутка сказать, ведь шестой год воюем...
- Тут, дядя, годы считать не приходится, бейся, пока из последнего буржуя душа вон!
С утра в городе завязался бой. Выкатившийся навстречу наступавшим бронепоезд был подбит артиллеристами. Вскоре азинцы заняли центр города. Части, пробившиеся к вокзалу, увидели следы панического бегства белых: горящие вагоны, забитые составами пути. Бронепоезд «Свободная Россия» преследовал отступающих.
15 июля Екатеринбург был взят. Дивизия расположилась на недельный отдых. Победоносный путь ее на Восточном фронте был закончен».
Фактически, после разгрома войск Колчака в ходе екатеринбургской наступательной операции угроза для советской республики с его стороны была снята. Окончательный разгром Колчака стал делом времени.
Командующий Восточным фронтом РККА С.С. Каменев
Испугались ответственности за свои зверства и чехословаки, являвшиеся частью французской армии. Они составили меморандум от 13 ноября1919 г в котором
во всем беззаконии и диких расправах обвинили своих подельников - белогвардейцев.
«Под защитой чехословацких штыков, местные русские военные органы позволяют себе действия, перед которыми ужаснется весь цивилизованный мир. Выжигание деревень, избиение мирных русских граждан целыми сотнями, расстрелы без суда представителей демократии по простому подозрению в политической неблагонадежности- составляет обычное явление, и ответственность за все перед судом народа всего мира ложится на нас».