Альтернативщина от Исаева. Война в воздухе

Dec 22, 2011 22:50




Купил книжку Алексея Исаева «Великая Отечественная альтернатива». Разочарован неописуемо. Во-первых, я считал данного автора патриотом, во-вторых я считал его историком. В книжке не нашел ни того, ни другого. Но поскольку Исаев очень популярен и авторитетен для многих увлекающихся историей, я решил посвятить его книжке несколько постов. В книжке своей Исаев пытается смоделировать действия СССР и Германии в случае, если бы СССР нанес превентивный удар. Вот как по мнению Исаева происходила бы война в воздухе…

«Развитие событий в воздухе над «первым ударом» в свете вышесказанного нетрудно спрогнозировать. Первый удар, скорее всего, будет достаточно результативным, - фантазирует Исаев. - Какое-то время советские летчики будут господствовать в воздухе. Однако вряд ли этот удачный дебют будет длиться бесконечно. Успешное наступление войск Красной армии на том или ином направлении, словно магнит, будет притягивать к себе группы и даже целые эскадры немецких истребителей. Действующие в интересах наступающих механизированных и стрелковых корпусов советские бомбардировщики и штурмовики будут встречать плотные группы немецких истребителей. Собственно, будет повторяться сценарий атак на «механизированные колонны» лета 1941 г., только в несколько откорректированном виде».

Обратите внимание: Исаев считает, что если бы ВВС РККА была к июню развернута, то она могла бы некоторое время активно противостоять Люфтваффе и даже обладать временно господством в воздухе.
Исаев не объясняет на основании чего он делает подобные выводы. В книжке вообще нет ссылок. И «научность», описанная в предисловии, в следствии отсутствия ссылок - сомнительная.

Я, в отличие от Исаева, не буду строить альтернативных версий. Обращу внимание читателя только на реальные исторические факты.
Сначала об общем составе ВВС западных округов СССР в июне 1941 года. Всего ВВС РККА насчитывала 7133 самолета. Из них новых - 1448 штук. Из общего числа самолетов 859 штук числились неисправными.
Т.е. исправными были 5415 самолетов. Но и они не все могли взлететь, потому что число экипажей на 1196 единиц было меньше, чем самолетов.
Если смотрим на число самолетов, способных подняться в воздух - это цифра становится очень не большой.
И не просто небольшой - маленькой.
Если вдуматься, то большая часть самолетов ВВС РККА была разбита на земле не столько от того, что не была своевременна рассредоточена. Она просто не могла подняться в воздух.
Ну вот представим, что есть исправный самолет, есть экипаж, способный поднять машину в воздух. Взлетит самолет?
Не факт!
Нужна предполетная подготовка.
А во всех западных округах катастрофически не хватало авиационных специалистов, механиков. Например, в Западном военном округе укомплектованность едва доходила до 86%.
Но, вообразим, что летчик есть, самолет есть, механик его подготовил. Откуда будет взлетать авиация, чтобы поддерживать наступающие на Варшаву механизированные орды РККА?
Аэродромы есть?
Есть, но тоже недостаточно. Процент обеспеченности - 85% или 626 аэродромов.
Из них в июне 1941 года в стадии реконструкции находились 135 аэродромов.
На вновь присоединенных территориях Западной Украины и Западной Белоруссии из 626 аэродромов, которые можно было использовать круглогодично было всего 19 штук!
Остальные после дождя вообще становились непригодными к использованию.
Подавляющее количество аэродромов не имели необходимой инфраструктуры.
Однако сделаем ещё одно допущение: аэродром есть, механик есть, исправный самолет есть, экипаж есть.
Самолет взлетел!
Ура?
Фигушки!
Только 21% всего летного состава Западных округов мог выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях.
Подавляющее количество экипажей западных округов успели обучить лишь полетам днем в хорошую ясную погоду.
Например, в Одесском военном округе в сложных метеоусловиях днем могли летать только 3% экипажей.
Ночью в простых метеоусловиях могло летать еще меньшее количество экипажей. В сложных метеоусловиях ночью в большинстве западных округов не умел летать никто!!!

В отличие от ВВС РККА Люфтваффе имело по бумагам меньше самолетов. Но все они, накануне войны, либо были совсем новенькие, либо прошли модернизацию. Состав был хорошо сбалансирован по количеству истребителей, бомбардировщиков и разведчиков.
Люфтваффе имела практически полностью укомплектованный (и даже на ряд типов самолетов избыточный) штат экипажей.
Многие пилоты имели боевой опыт.
Германия создала густую сеть аэродромов. Только в Польше было их построено 100 штук. А на территории Германии - 250. Это не считая посадочных площадок. Аэродромы имели склады ГСМ, средства связи и т.п.
Всего к нападению на СССР было приготовлено 4914 самолетов.
Напомню СССР в первые дни войны мог выставить 5415 исправных самолетов. Большая часть из них старые, не модернизированные, с плохо подготовленными пилотами, и плохо обслуживаемые в силу недостатка специалистов и материальной части…
Т.е. Германия легко (несмотря на войну в воздухе против Англии) смогла выделить для войны против СССР более 43% всей своей авиации.

Как военный историк Исаев смог предположить, что в условиях начавшейся реорганизации тыла ВВС, при недостатке аэродромов и аэродромной инфраструктуры, при дефиците летчиков и технического персонала, при низкой облученности пилотов и командиров ВВС РККА могла нанести превентивный удар - для меня загадка.
Во всяком случае, полагаю, что Сталин имел более реалистичное представление о состоянии ВВС Красной Армии, чем Исаев, и всячески пытался оттянуть войну. На это его была главная надежда. Ни о каком превентивном ударе он не помышлял и помышлять не мог. И не только из-за неготовности к войне ВВС, а ещё по ряду куда более важных причин. Но об этом в следующий раз…

Продолжение следует...

история

Previous post Next post
Up